Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

Кстати, о ребе Нахмане...

О-ёй.. Что я тут прочла... Эдак я бы теперь и в свой дом не попала бы? И что это там за фото? Неужто наша Пушкинская? Это теперь таки хасидский квартал?
Ой нет, точно теперь знаю: в Умань не поеду, меня там придётся водой отливать. И не из-за хасидов - просто уже всё совсем-совсем чужое.

http://news.24.ua/news/society/13777/

19 Сентября 08:07 | автор: Сергей Высоцкий, «24» 

Смуглолицые прохожие в кипах провожают меня любопытными взглядами и отрывистыми гортанными звуками своего языка. Ориентация на местности затруднена – все вывески выполнены на иврите. Что это за город? Иерусалим? Натания? Нет – осенняя Умань, раз в год собирающая на празднование иудейского нового года – Рош-hа-Шана – разбросанных по всему миру браславских хасидов

Несмотря на то, что отметить наступивший 5768 год съехались около 30 тыс. хасидов, найти их в относительно небольшой Умани оказалось непросто. Город жил своей жизнью, и казалось, что приезд такого количества людей никак не отразился на течении будней: все приехавшие просто вписались в облик города, искусно замаскировавшись под его жителей. Впрочем, это ложное впечатление закончилось там же, где началась улица Пушкина, ведущая к месту последнего пристанища рабби Нахмана. Тысячи людей в белых одеждах или черных лапсердаках, в кипах, широкополых шляпах формировали огромный еврейский квартал.

Чужак в своей земле

Как оказалось впоследствии – квартал этот напоминал небольшой город или, скорее, малое автономное государство, центром которого была могила цадика Нахмана. От остальной Умани его отделяло три милицейских кордона – и если первые два еще могли пропустить внутрь любопытных, то на последнем блокпосте милиционерам приходилось объяснять причину посещения хасидского квартала, попутно демонстрируя свои документы. Сами служители закона оправдывали обилие «синих мундиров» необходимостью защищать паломников от терактов, грабежей и возможных межнациональных конфликтов. «Например, в прошлом году мы поймали вора. Дело в том, что в праздник им (хасидам. – Авт.) нельзя ничего делать. Они даже двери в квартиру не запирают – заходи и бери что хочешь. Поэтому перед каждым домом (многоэтажным. – Авт.) стоит отдельный наряд милиции. И еще по милиционеру в каждом парадном», – рассказал «беркутовец» Александр. В целом, гулять по городу было неуютно – надо было привыкнуть к изучающим и порой не очень дружелюбным взглядам паломников. Чувство того, что участок площадью в несколько квадратных километров на некоторое время перестал быть Украиной, усиливали и многочисленные вывески, и объявления на иврите. На этом языке был продублирован даже традиционный для всего постсоветского пространства призыв: «При пожаре звоните 01».

Путь радости…

«Что они делают, что означает этот ритуал?» – обескураженно спрашиваю я у израильтянина Шимона. Прямо передо мной, в небольшом уманском дворике, танцуют и поют примерно 20 хасидов. Еще 20 человек подпевают им с балконов и окон, аккомпанируя себе ударами разнообразной кухонной утвари по жестяной облицовке и козырькам. «Вся суть заключается в спонтанности. Нигде не написано, как и кто должен праздновать. Просто надо быть счастливым. Если внутри у тебя нет грусти, ты можешь сиять», – отвечает на это мой собеседник. Тем временем в некоторых дворах можно послушать хоровое пение прославляющих Господа иудеев. Правда, большинство хасидов имеет далеко не радостный вид, скорее, сосредоточенный и несколько отрешенный.

За весь день я встречаю одного по-настоящему веселого человека. Натан, молодой хасид из Нью-Йорка, весело смеясь, и то и дело пританцовывая брейк-данс, с удовольствием рассказывает о том, что привело его в Умань: «Я люблю раби Нахмана. Он дал мне все – улыбку, счастье. Поэтому я здесь». Остальные хасиды, по-видимому, наслаждаются более интимным состоянием радости, не доступным пониманию постороннего.

Бремя – деньги

Собственно говоря, эта неуемная радость отчасти и становится причиной конфликтов между хасидами и горожанами. Экстатический восторг не всегда совместим с предметами интерьера, посудой, мебелью и сохранностью квартиры в целом. «Я в этом году ни одного хасида к себе не взяла: все приготовила, постели перестелила, еду приготовила, но муж запретил. Они такое творят. Вчера 200 человек ко мне на крышу залезли. И согнать их нельзя. Всю ночь празднуют, горлопанят, танцуют», – делится своими соображениями пожилая уманчанка Людмила. По словам местных жителей, десять «хасидских» дней превращаются для города в настоящее испытание. «А чего мы их должны любить? Для того, чтобы заработать себе копейку, мы их пускаем, а сами по гаражам ютимся. Срач и поломанную мебель они нам не компенсируют. В обуви на кровать ложатся. Сколько денег после них на стиральные порошки идет», – сетует горожанка Ольга. Религия не позволяет хасидам совершать в праздник никаких действий. Даже смывать за собой в туалете. По словам Ольги, иногда молчаливый национальный конфликт заканчивается кровопролитием: доходит до серьезных драк. На хасидов жалуются даже бортпроводники самолетов, доставляющих паломников в Одессу или Борисполь. Например, работники одной из крупнейших украинских авиакомпаний попросили руководство доплачивать за работу на хасидских рейсах. «Вы не представляете, что такое лететь с ними 10 часов. После этого хочется в «Глеваху» или «Павловку», – заявил один из бортпроводников. Впрочем, по мнению экспертов, неаккуратность хасидов – не порок, а, скорее, особенность мировоззрения. «Дело в том, что хасидизм позволяет своим адептам постигать некие мистические знания, не нарушая при этом общих правил иудаизма. Поэтому такое отношение к порядку и опрятности – своеобразная особенность, отражающая пренебрежение хасидов к материальному миру», – рассказывает иудаик Игорь Туров.

Впрочем, нарекания жителей выглядят не совсем справедливо. Ведь Умань хорошо зарабатывает на хасидах. Жители города получают за наем жилья баснословные деньги. В среднем, цена одной ночевки для хасида колеблется от $5 до $50 на человека. Эта сумма не казалась бы столь высокой, если не брать в расчет количества постояльцев.

Поскольку предложение квартир и домов ограничено, а число приезжающих растет год от года, даже в стандартной однокомнатной малогабаритке умещается от 5 до 8 постояльцев. Однако, по словам горожан, в среднем однокомнатную квартиру удается сдать за $1000. Если хасиды хотят получить в свое распоряжение целый дом, то их мошна легчает на $3000–4000. Всего за сезон хасиды оставляют в Умани около $3 миллионов.

Сами же хасиды склонны считать, что корень проблем зарыт не в их поведении. «Приезжая, мы всюду наталкиваемся на ненависть. Начиная от аэропорта и заканчивая Уманью. Да, не все хасиды ангелы, среди нас есть и злые, нехорошие люди. Но есть много хороших. Я думаю, причину этой ненависти надо искать в истории», – уверен Шимон. Косвенно это мнение подтверждают и некие горожане, аргументируя свой ответ о нелюбви к хасидам фразами наподобие: «Так они же жиды, всегда против русских людей что-то имеют».

Эпилог

«Вы знаете, у меня очень много соседей из бывшего СССР. Из Минска и Киева. Все мы люди. Бог сделал нас разными, но это был его выбор. Надо любить всех», – рассказывает на плохом английском старый Даарон Гольдштейн из Бетшемеша. Его седая борода развивается на сильном ветру. Он сидит на скале, над священным озером и улыбается мне лукавыми живыми глазами. Прав ли он? Можно ли любить сразу всех? Ответ на этот вопрос каждый должен искать сам. С помощью своего бога и своей веры. А если ее нет, то перенять хорошие привычки можно и у других. В Умань надо съездить хотя бы для того, чтобы привить себе чуть-больше толерантности, застраховать себя от ксенофобии. А еще… А еще можно помочь хасидам в их общении с Богом – просто порадоваться жизни. Главное, знать одно: тех, кто хочет быть услышанным, обязательно услышат.

История хасидизма

Хасидизм (от древнеевр. «хасид» – благочестивый), религиозное течение иудаизма, основанное в 30-х годах XVIII в. рабби Исраэлем Бааль Шем Товом (1698–1760 годы), жившим в Меджибоже (Хмельницкая обл.). После смерти основателя учение хасидизма быстрыми темпами распространилось среди еврейского населения Подолья, Волыни, Галичины, Белоруссии, Польши и Литвы. Хасидизм не затронул основ учения иудаизма, но придал ему более эмоциональный характер. Для него характерны религиозная экзальтация и вера в чудеса. Сразу после возникновения движение хасидов столкнулось с противодействием со стороны официального иудаизма, придерживающегося мнения, что Богу лучше служить путем познания его закона. Рабби Нахман – правнук Исраэля Бааль-Шем-Това. Один из духовных лидеров хасидизма. Родился в городе Меджибож на Хмельнитчине в 1772 г. В 1808 г. заболел туберкулезом, поселился в Умани, где и был похоронен в 1810 г. С тех пор Умань стала духовным центром хасидов, которые съезжаются туда на празднование Нового года.

Tags: Украина, евреи, религия
Subscribe

  • Резвый, шустрый Робин - новогодняя птичка

    Первого января я приносила поздравительную открытку со снегирями. Изображены там два самца, что вполне соответствует реальности: по моим…

  • Зато я вышила картину...

    ...И перекрыла Енисей! Ладно, насчёт Енисея я загнула, а картину под названием "Ковидные итальянцы сидят на карантине" правда вышила. Два месяца с…

  • (no subject)

    А у нас за стеной девчуля ковидненько так кашля́ет. Там студенты живут, милые ребята, тихие, воспитанные. В подъезде уже третий день по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments