Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

Наконец-то плюшевые шторы! Китайская "Кармен" и венская "Летучка"

Собственно, хотела дать вам ссылку на канал OperaVision. Это один из каналов, где можно посмотреть актуальные постановки опер в различных театрах. Наверху страницы, на которую я дала ссылку, есть расписание будущих трансляций (пометка live). А записи уже прошедших спектаклей, насколько я помню, сохраняют на канале дней десять, а потом убирают, оставляя только трейлеры и тизеры. Так что кто хочет посмотреть свеженькие записи, посмотрите сегодня-завтра, а то потом уже их не будет.

25 октября, оказывается, отмечали Всемирный день оперы. В этот день родились Жорж Бизе и Иоганн Штраус. Поэтому на канале OperaVision транслировали "Кармен" и "Летучую мышь".

"Кармен" - опера, конечно, заигранная до последней степени, настолько, что несколько поднадоела даже мне, так что слушаю я её только в исполнениях гениальных, а такие существуют только в записях. Но эту я настоятельно рекомендую посмотреть всем любителям оперы, потому что это постановка Национального центра исполнительских искусств. В Пекине, ага. Погуглите, как своеобразно выглядит этот центр. Но в Китае, как известно, все жители китайцы, и сам император китаец. Вот и вообразите Хозе китайца - не очень молодого, похожего на Караченцова на склоне лет (Уоррен Мок). Да чего там воображать - просто посмотрите, хотя бы выборочно.

Китайские товарищи с китайскою же добросовестностью воспроизвели Севилью начала XIX века - так, как они её представляют, но стараясь придерживаться исторических картинок, которые они, видимо, весьма тщательно изучили. У них если площадь перед кордегардией - то площадь, если таверна, то таверна со столом и лестницей, ведущей сверху вниз, если горы - так горы с туманом из жидкого азота. И севильские табачницы с узкими глазками выбегают в пышном исподнем и в корсетиках, и цыганки-китаянки трясут цыганскими юбками в оборках. Впрочем, монголоидность облика солистов и хора перестаёт мешать уже через полминуты. Внешность певцов - это последнее, что меня заботит, ибо опера жанр условный. А вот петь, похоже, китайским певцам надо учиться. Потому что практически все поют глоткой. Эдак голос долго не проживёт, да и от постоянного напряжения связок фальшь случается. Хозе в последнем акте уже похрипывал и мазал мимо нот - при такой манере связки устают. Из всех персонажей мне, пожалуй, более всего понравилась криминальная четвёрка: Данкайре, Ремендадо, Фраскита и Мерседес. Хорошо играли и пели неплохо, хотя девочки в сцене гадания на высоких нотах всё-таки взвизгнули.

Отдельная песТня - танцы в начале второго акта, gallinn, тебе особенно рекомендую. Китайское вялое фламенко под размазанные пальмас... А китайское контратьемпо! А ведь китайская народная музыка ритмы порою имеет весьма прихотливые, так что нельзя сказать, что чувства ритма у китайцев нет. Правда, если бы те же испанцы взялись воспроизводить эти прихотливые китайские ритмы, то, возможно, китайцы в свою очередь получили бы свой стакан сметаны.

И только Кармен не была в этой постановке китаянкой. Некая Мария Хосе Монтьель (María José Montiel) - не знаю, кто такая. Честно сознаюсь, я очень слабо разбираюсь в современных певцах, и (шёпотом) большинство мне совершенно не нравится. А после занудных наставлений Мистера Оперы я начала слышать, где они поют нетехнично и совсем упала духом. Названная дама пела в целом неплохо, глотку в основном не драла, но на высоких нотах подключала нос (ну знаете, как в русском народном пении при открытом звуке на высоких нотах начинают петь эдак гнусоватенько, особенно мужчины - потому что так легче и проще). Про неё один испанец в чате написал: "Кармен красивая, но нехорошая. А у Марии внешность ангела, и непохоже, что она способна сделать гадость". По моему мнению, смотреть на неё приятно, слушать - ничего так, но... Не Габриэла Безанцони. И не Елена Васильевна. И уж всяко не Мария Каллас (кстати, ни у кого записи нет - поделиться со мной? Я скачала какой-то архив, а он не распаковывается. Я б и купила диск, да не продаётся).

В последнем акте начинается разгул китайщины: девочки трясут ленточками на палочках, мальчики ходят колесом (какой же праздник без китайской акробатики?), и китайские тореро так милы в своих цветных костюмчиках. Одним словом, посмотрите. По крайней мере это интересно, красочно и немножко забавно. Ребята очень старались, и местами у них даже получилось. Как минимум, они выучили французский текст. Это то же, что для французов учить китайский - другой строй языка, другая фонетика, другая грамматика. Я получила свою порцию удовольствия. Хотя завтра переслушаю, пожалуй, запись с Безанцони или де лос Анхелес.

* * *

"Летучая мышь" в Венской государственной опере (откуда, как известно, изгнали Вадима Журавлёва, бывшего там, ЕМНИП, штатным обозревателем). Вот уж где разгул плюшевошторности! То есть натурально - декорации выоспроизводят интерьеры, столь дорогие моему сердцу. Да, с плюшевыми шторами. У которых подборы с кисточками. А ещё с этажерочками, козеточками, жардиньерочками и лампой с абажуром, как у Ленина.

После постановки в нашем Оперном я очень возлюбила аутентичный вариант "Летучей мыши" - без "собак Шульца" и заключённых, которые раскачивают тюрьму. У нас, правда, Стародубцев поставил в минималистских декорациях, без штор, и получилось очень неплохо. Тем не менее, моя тайная любовь к плюшевым шторам неистребима, поэтому декорации в венской постановке несказанно радовали моё сердце все два с половиной часа действа. Интерьеры воспроизведены именно такие, о которых Ахматова говорила, что все эти сборочки, шторочки и оборочки служили отменными пылесборниками.

Но спектакль - это только во вторую очередь декорации и костюмы. На первом месте всё-таки актёрская игра и пение, если речь идёт о музыкальном театре. Имена певцов в этом спектакле мне не говорят ничего, но поют в целом неплохо, но как-то... В общем, мне хотелось бы, чтобы было как-то потоньше и поэлегантней, а то, на мой взгляд, по всему действу как-то исподволь разливается эдакая германская пошлость. Ладно что у Штрауса было довольно своеобразное представление о русских, поэтому князь Орловский получился у него эдаким на треть аристократом, на треть загулявшим купчиком, на треть гопником. Но вот объясните мне одну простую вещь: почему Розалинда, себя в коня в венгерскую графиню преобразившая, начинает вести себя как... Как дешёвая бля... Как не очень дорогостоящая эскортница? Становится невероятно вульгарной, говорит утробным голосом и довольно грубо отчуждает часы Айзенштайна. Я, конечно, понимаю, что маскерад, раскованность, карнавализация; что нужен контраст между добропорядочной хозяйкой дома и загадочной маскированной чужеземкой, но всё-таки мне казалось, что эта игра должна быть несколько более изящной. Как говорила нам когда-то Оксана Ильинична Выхристюк, наша хоровая руководительница, кокетливость не надо путать с кокотливостью. Но на балу у Орловского происходит полное торжество телесного начала, гости пляшут польку, высоко вскидывая ноги (ну, впрочем, Фальк же обещал Айзенштайну балетных цыпочек, так что ладно). С тонкой игрой в шеренгу канканирующих дам как-то некуда вписаться.

А ещё дамы, вальсируя, не подбирают хвосты трены. А вот такое на балу совершенно не полагалось.

Но это я уже брюзжу. Посмотрите и послушайте сами. Может, вам понравится. А я через месяц, ЕБЖ, переслушаю запись с Кири Те Канава - скачала себе в прошлом году.

Tags: видео, опера, театр, чужие берега
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

  • Великий Касьян из мира музыки

    А я тут с удивлением узнала, что к Касьянам принадлежит... Сам великий Россини! Никогда не задумывалась о дате его рождения, а тут полезла в…

  • У меня передоз

    Я больше не могу слушать оперу. Даже в самых лучших составах - не могу. А горшочек "Мета" всё варит и варит... Ну пошли уже по четвёртому кругу,…

  • Новосибирцы и гости города, кому билет на премьеру оперы "Кащей", 19 декабря?

    Дамы и господа! Кому хороший билетик на премьеру "Кащея" Римского-Корсакова: НОВАТ, малый зал, первый ряд, 5 место? 19 декабря, суббота У меня…

  • Оперный анонс "Мета": Вагнер и Доницетти

    Так как в "Мете" стали делать "монографические" недели трансляций, то нынче у нас идёт Вагнер. Начиная с четверга, т.е. с 8 октября, нас ждёт…

  • "Иоланта" в НОВАТ

    Съездила я в субботу на открытие оперного сезона в нашем театрике. На "Иоланту" (в постановке Иркина Габитова), которую планировали впервые показать…

  • Обширный театрально-оперный анонс

    Сегодня, до 1.30 ночи по Москве "Мет" повторяет оперу Россини ГРАФ ОРИ, с потрясающим россиниевским трио: Флорес, Дамрау, Ди Донато (в брючной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments