Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Category:

Новосибирский оперный театр: с каких мест лучше всего смотреть балет

Дорогие друзья, новосибирцы и будущие гости нашего города! Осень наступила, и скоро начинается новый театральный сезон, в том числе и в нашем Новосибирском оперном, который для меня всегда будет НГАТОиБ, а не НОВАТ. У меня много слов лежит в копилке о само́м нашем художественном (от слова "худо") руководителе театра В.А. Кехмане и о его невежественном покровителе В.Р. Мединском (это тот, который русским лишнюю хромосому приписал как основу особой талантливости народа), но я их сейчас выкрикивать не буду - давайте о Кехмане и его "реформах" поговорим как-нибудь отдельно, а сейчас я хочу поделиться с вами вполне практической информацией.

Для начала сообщаю, что до ноября включительно, а может,и до декабря, а может, и до Нового года и амфитеатр, и ярусы в Большом зале - в ремонте. Там меняют мебель. Честно говоря, отношение к этой замене у меня сложное. Конечно, старые кресла давно пора заменить, потому что они жутко скрипят. Поэтому, например, если мне надо было поменять позу, я делала это либо с предельнейшей осторожностью, либо в патетичских местах звучания оркестра, когда из-за мощного forte скрип моего сидения всё равно не будет слышен.

Но вот ехала я тут летом с концерта, который закрывал в Оперном театральный сезон, и довелось мне добираться до Академгородка с одним широко известным в узких кругах товарищем, невероятным сплетником. Он поведал мне, что на втором (бывшем третьем) ярусе Большого зала Кехман собирается соорудить ложи, в которых прямо во время действия будут подавать водочку и закуски - ну прямо как в Италии XVIII века. До этого я читала, что Кехман хотел соорудить там стоячую галёрку. Сейчас же информация поступает о том, что наш преобразователь хочет соединить сквозными - снизу доверху - проходами амфитеатр и ярусы, чтобы, случись что, ускорить эвакуацию зрителей.

И всё же очень хочется верить, что наш банановый банкрот не решится совсем уж посягнуть на исторический облик Большого зала Новосибирского оперного, хотя, конечно, исключать этого нельзя: ведь Мединский до сих пор его не просто прикрывал, но покрывал, со всеми его деяниями, и страстные письма и ходатайства общественных организаций или депутата Натальи Пинус эффекта не имели ровно никакого. Тем не менее, хочется надеяться, что новые кресла хотя бы не испортят акустику. Поэтому, несмотря на то, что ближайшие два месяца смотреть спектакли в Большом зале можно будет только из партера, давайте я вам расскажу, где как видно и как слышно, исходя из прежнего состояния амфитеатра и ярусов, надеясь на то, что изменения не будут принципиальными. Ну а если мои надежды окажутся ложными, отредактирую этот пост или напишу новый, а здесь оставлю ссылку.

Так как большинство гостей города предпочитает балеты, давайте сначала поговорим о том, откуда лучше смотреть балет.

Впрочем, балет надо не только смотреть, но и музыку слушать, верно? Когда-то Пётр Николаевич Белякин объяснял нам на форуме, что лучше всего акустика на первых пяти рядах середины партера, на боковинах и в нынешнем амфитеатре и на ярусах. Сейчас ситуация несколько изменилась.

- Центральная часть партера (на моей схеме с трёх сторон обведена голубой линией) - вот туда садиться НЕ НАДО, чтобы смотреть балет!

Дело в том, что когда под чутким руководством Кехмана ремонтировали партер, покат пола в зале немного увеличили по сравнению с тем, что было, но всё-таки радикально его изменить было невозможно. Поэтому если перед вами окажется рослый дядечка, то добрая треть сцены будет скрыта от вас его головой. Особенное если вы небольшого роста. Подушки под седалище в зале выдаются только детям до 6 лет.

Так называемый нулевой ряд (на моей схеме - салатного цвета линия) считается престижным. Туда сажают высоких гостей, когда таковые прибывают к нам, туда берут билеты понтующиеся дядечки в потных футболках и камуфляжных штанах, чью компанию разделяют блондинистые барышни в стразах. Но смотреть балет оттуда НЕ НАДО! Во-первых, вы будете видеть танцовщиков немного снизу, некоторые даже жаловались, что шея уставала за время спектакля. Во-вторых, вам не будет доступен общий рисунок танца и мизансцен. В-третьих, будет искажено акустическое восприятие, но об этом я скажу позже, когда речь пойдёт об опере. В-четвёртых, возле сцены покат пола очень заметен, и если вы поставите обе ступни на пол, то они будут к вашим голеням не под прямым углом, а примерно под 120 градусов. Это только кажется, что ничего страшного - но вы попробуйте, посидите так минут сорок, особенно если у вас больные ноги, как у меня! Больше всего я боялась, когда однажды из упрямства всё-таки купила билет на этот ряд, что у меня начнутся судороги в икрах. Для дам есть ещё один нюанс: если у вас неудобные туфли, вы не сможете их тайком снять и сидеть босиком до окончания действия. Да, это неприлично - сидеть босиком, но лучше, чем мучиться от боли. В темноте никто не будет разглядывать ваши ноги, соседи по креслам будут смотреть на сцену. На нулевом ряду такое невозможно.

Если вы хотите всё-таки в центральную часть партера, то садитесь у прохода, по голубым линиям. В проход хотя бы свеситься можно, если вам не повезёт с соседом спереди. И не далее 8 ряда. Восьмой ряд вообще "режиссёрским" называется - считается, что он идеален для восприятия спектакля, поэтому режиссёры будто бы садятся именно на него, когда просматривают репетиции.

Боковины партера (массивы кресел слева и справа от центральной части, на схеме они ярко-жёлтого цвета)... Я считаю, что туда тоже садиться НЕ НАДО, потому что проблемы там те же, что и в центре. И даже садиться у прохода не имеет смысла. Видите прочерченные мною красные линии? Дело в том, что конфигурация боковин - отнюдь не веер, проход между частями партера совершенно ровный, он не сужается, как на схеме, а идёт так, как я нарисовала, и получается, что все кресла, которые впереди вашего, как бы выдвинуты вбок, в проход, немного дальше, чем ваше. Так что даже свеситься в проход вы не сможете - все зрители, что спереди, будут так или иначе закрывать вам обзор. Единственный выход, если вы хотите сидеть на боковине, - сесть у прохода не далее третьего ряда. Или на первый ряд, поближе к проходу. Да, проблемы с покатом пола будут, и плюс там вы будете слышать отчётливо какую-то одну группу инструментов в оркестре, но видно будет хорошо, это я знаю ещё со времён моей босоногой юности.

На места, обведённые на схеме оранжевыми овалами, садиться никогда НЕ НАДО. Это дальние боковины, приделанные после реконструкции зала, раньше их не было. Видно с них ужасно, некоторые моменты на сцене вы можете даже не увидеть из-за острого угла, под которым придётся смотреть. Слышно там тоже так себе. Я для себя называю эти места "сиротскими" - они самые дешёвые и самые, увы, некачественные.

Зато прекрасно можно смотреть балет из высокого партера (обведён на моей схеме зелёной линией), практически со всех мест. Зелёненькми рисками обозначены места в 11 ряду (он же первый в высоком партере) - это те места, которые оказываются против боковых проходов, и видно с них просто идеально. Жёлтенькими (жёлтенькими) вертикальными линиями обозначены кресла у проходов высокого партера. Очень хорошие места с улучшенным обзором, хотя должна заметить, что ряды высокого партера расположены на довольно высоких ступенях, с заметным перепадом по высоте, так что я ни разу не видела, чтобы кто-то впереди сидящий загораживал обзор задним. Ну разве уж совсем какой-нибудь дядя Стёпа попадётся! Исключение - два последних, коротких ряда центральной части высокого партера - там небольшая разница между ступенями, поэтому может случиться невезение. Если же нет - то и оттуда прекрасный обзор сцены. А вот в кресла, которые примыкают к барьеру, отгораживающему эту часть партера от центрального входа в зрительный зал, лучше НЕ САДИТЬСЯ (на схеме обозначены белыми полосами). Да, там, конечно, ближе к центру, зато по ту сторону барьера часто стоит фотограф, который осуществляет рабочую съёмку спектакля, и его затвор работает очень даже слышно для тех, кто сидит в непосредственной близости от него.

Основное преимущество всего партера - это большое расстояние между рядами. Если вы высокий дядечка с длинными ножищами, примите это к сведению.

Идеально смотреть балет из первого ряда амфитеатра (на схеме он выделен бордовым, а я ещё подчеркнула розовым). Там прекрасно видно, оркестр звучит гармонично, и можно вытянуть ноги. Зато на втором-третьем ряду ноги вы уже не распрямите никак. Но крайние, во втором и третьем рядах амфитеатра, места дают свободу ногам. Как будет после реконструкции - не знаю, может быть, расстояние между рядами хоть чуть-чуть увеличат. По два кресла в обеих частях амфитеатра, в левой и правой, в третьем ряду, действительно свободны от передних кресел (они подчёркнуты красным). Там тоже есть свобода ногам. Самые боковые места в третьем ряду амфитеатра, возле барьера - хорошие места. Обзор прекрасный, оркестр звучит превосходно, и при этом вы не слышите, как трындят зрители на первом ярусе, потому что вас отгораживает от них довольно высокий барьер, и своих соседей спереди вы тоже не слышите. Ну а на соседей сбоку, буде станут плохо себя вести, можно цыкнуть.

Огромный минус амфитеатра - туда любят ходить группками по трое немолодые тётечки с гусеничными бочками. Они не выключают мобильники и трындят друг с другом почти без перерыва на протяжении всего действия.

Так же идеально смотреть балет с первого ряда центрального массива кресел первого яруса (этот массив обведён фиолетовой линией). Там виден рисунко танца и мизансцен, и в то же время у танцовщиков видны ноги (со второго яруса они будут видны хуже). С первых рядов остальных массивов тоже хорошо, но на самых боковинах ваши коленки будут упираться в барьер. Ряды на ярусах тоже стоят тесно, поэтому, если у вас длинные ноги, подумайте, стоит ли экономить на билетах.

Колоссальный минус первого яруса - это то, что туда из-за относительной дешевизны билетов абсолютно невоспитанные училки (учительницами я их не назову) приводят в культпоходы ещё более невоспитанных школьников. Кроме того, туда идут семьи с детьми, в том числе и с совсем маленькими, которым вечерний спектакль высидеть трудно. Семейства болтают всё действо напролёт, непрерывно едят и пьют, а бутылки составляют под кресла. Дети томятся, ёрзают, начинают разговаривать в голос, с грохотом роняют бутылки, стоящие на полу. Билетёры, к сожалению, вам не в помощь: прошли те времена, когда они свирепо гоняли зрителей с едой и напитками. Поэтому, если вы берёте билеты на ярус, запаситесь терпением и отрастите побольше дзена.

Схема зрительного зала (без второго, бывшего третьего, яруса - он все эти годы был в ремонте, поэтому билеты на него не продавались), кликабельна:

novosibirskij-teatr-plan

Буфет в театре ОЧЕНЬ дорогой. Бутылочка воды - 150 руб., бокал шампанского - 500 руб., бутерброд с красной икрой - 500 руб., бутерброд с красной рыбой или копчёной колбасой - 400 руб., бокал крюшона - 300 руб., тирамису - 300 руб., эклер - 200 руб., чашка фруктового чаю - 100 руб.

Поэтому настоятельно советую вам найти на гугль-карте ближайшие едальни и там поужинать перед спектаклем, особенно если вы с семьёй. Даже "Вилка-ложка" у нас в центре вполне приличная, и пирожковая тарелка, вся устланная ломтиками красной рыбы, там обойдётся вам в какую-то очень смешную сумму. Есть и кафе, где подают алкоголь, и кондитерские, где можно просто выпить чаю с пирожными.

Воду рекомендую покупать заранее и оставлять в запирающихся шкафчиках, которые расположены внизу, справа и слева от входа в вестибюль. Я привожу воду или отвар шиповника в термокружке и вместе с сумкой для сменной обуви оставляю в шкафчике, чтобы в антракте попить. Можно было бы потратиться на чай в буфете и закусить взятыми из дому конфетами, но очереди в антрактах очень большие. Закусывать буфетный чай или кофе своими сладостями и бутербродами можно, но официантки посмотрят на вас как на жлобов, если застукают, особенно если вы без детей.

В шкафчиках не следует оставлять ничего стоящего: я летом была свидетелем, как юная китайская туристка обнаружила, что из запертой кабинки украли её рюкзачок, и это несмотря на камеры. Если у вас ценная уличная обувь, а вы хотите переобуться, или дорогой зонтик, лучше сложите всё это в пакет и отдайте вместе с верхней одеждой в гардероб. Туда принимают даже трости - я сдавала свою. Головные уборы тоже сдаются в гардероб. Там, по идее, должны быть пакеты для головных уборов, но лучше иметь с собою свой собственный. По вашей просьбе ваше пальто или шубу могут повесить на плечики - они в гардеробе точно есть, и всегда.

О том, где лучше слушать ОПЕРУ в бывшем НГАТОиБ, а ныне НОВАТ.

Прошу о перепосте: пусть даже пока ярусы у нас под вопросом, но о партере, думаю, я рассказала очень подробно. Билеты можно купить онлайн на сайте театра (нужна регистрация, но это быстро), поэтому пусть люди ориентируются в виртуальном зале, и пусть их будет как можно больше. В конце концов, и в самом Новосибирске немало тех, кто ещё никогда не были в Оперном либо, как я в прошлом году, пойдут туда после долгого перерыва.



Tags: НОВАТ, Новосибирск, полезное, театр, шпаргалки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments