Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

А что у вас на рабочем столе? Адриан ван де Венне, "Совы на коньках"

Сегодня была первая рабочая пятница 2018 года. Поэтому не будем о грустном: о старости, деменции, добрых и злых психиатрах. Поговорим о высоком.

Вот, например, была когда-то, году так в 2004-м, у нас на Деревенском Форуме™ была такая тема: "А что у вас на рабочем столе?" Домашний компьютер с Виндой у меня появился тоже только в 2004-м (с объёмом памяти 700 Мб, до этого был древнеболгарский "Правец" с нортоном и пятидюймовыми дискетами), Интернет - тогда же, поэтому я не знала никакого другого рабочего стола, кроме того, на котором грудой были навалены книги, папки с лекциями и конспекты, и удивлялась, почему товарищи показывают какие-то картинки. Правда, полистав тему, я поняла, о чём идёт речь. Многое "чайники" вроде меня осваивали именно так - методом тыка и методом кактуса, то есть собирая полезную информацию где придётся и где только возможно.

Так что у вас на рабочем столе? Том, который на вашем устройстве, а не тот, на который вы устройство ставите или кладёте? Я про обои, а не про ярлыки.

У меня вот эта чудесная пара сов (все картинки кликабельны):

Adriaen_van_de_Venne_Uilen

А вот оригинал, с которого сделана гравюра:

C4jWCHVW8AE-JLO

Эта картина принадлежит кисти нидерландского художника Адриана Питерса ван де Венне (Adriaen Pietersz van de Venne; 1589 год, Делфт — 12 ноября 1662 года, Гаага). Пересказывать биографию не буду - она есть в Википедии, там же имеется его весьма благообразный портрет. Выполнена маслом по дереву, размер - 26,5 х 18 см. С датировкой всё сложно: на сайте Трипэдвайзора, со ссылкой на Национальную галерею Дании (Копенгаген), где находится картина, указана датировка "около 1640 года". (Кстати, на самом сайте Галереи поиск работает отвратительно). На сайте Рейксмузеума (Амстердам), где хранится одна из гравюр, сделанная с оригинала ван де Венне, вообще указан разброс между 1620 и 1669 годами.

Картина и гравюра с неё носят название Schaatsende uilen (Skating Owls, "Совы на коньках"), а надпись сверху - Hoe dienen (на гравюре - passen) wiy bij een! - означает: "Как дружно мы катаемся!" или "Как согласно мы двигаемся". Среди искусствоведов существует мнение, что гравюру, с её типично голландским фоном (замёрзшая река или канал, ветряная мельница, мызы, колокольня, кустики, и всё такое плоское, плоское), мог сделать известный нидерландский гравёр Якоб Матам (Jacob Matham). Но тогда картину ван де Венне никак нельзя отнести к 40-м годам XVII века, так как Матам покинул сей мир в 1631 году. На уже упоминавшемся сайте Рейксмузеума автором гравюры назван некий Адриан Матам, и самый упорный гуглинг на всех языках не дал мне никакой информации о художнике с таким сочетанием имени и фамилии. Неужели на сайте такого солидного музея ошибка?!

А вот англичане куда осторожней с атрибуцией. Вот сайт личных коллекций британских монарших особ, т.е. то, что висит у них по стенам во дворцах и замках, лежит в альбомах по комодам, прячется в сокровищнице и т.п. Оказывается, король Георг III (1738-1820) приобрёл когда-то гравюру с совами на коньках, но не такую, какую приписывают Якобу Матаму, а более, так сказать минималистскую, хотя тоже XVII века и тоже голландской школы. И вот на указанной странице есть одна отсылка к Якобу Матаму, а другая - к анониму голландской школы.

А вот что пишет о картине Адриана ван де Венне на сайте Национальной галереи Дании искусствовед Эва де ла Фуэнте Педерсен (Eva de la Fuente Pedersen):
Две совы, одетые как люди: он щеголяет в голубой шерстяной шапочке, из тех, что носили рыбаки и крестьяне в Нидерландах того времени, а у неё брыжи, которые были в моде у буржуа, и чёрный плащ - их надевали женщины зимой. Птицы катятся на коньках по льду на фоне зимнего пейзажа. Надпись у них над головами гласит: "Как славно мы катаемся вместе!", возможно, намекая на известную пословицу о сбивающихся в одну стаю птицах с одинаковыми перьями.

Символические зимние животные

Картина входила в серию изображений животных, одетых в людские костюмы. Другие картины серии известны сейчас только по воспроизведениям на гравюрах. В XVI - XVII вв. сова ассоциировалась с зимой. Возможно, этот факт может как-то помочь в толковании символизма этого загадочного полотна.

Ну, во-первых, вряд ли голландец мог намекать на английскую пословицу, хотя, может, у голландцев и своя такая есть. Во-вторых, пейзаж с чахлыми кустами, птицами в небе и, главное, цвет этого неба на фоне - действительно растипично голландские. Вот сегодня хотела посмотреть, что там делается на Башне де Мортель - а там такое молоко, что картинки просто нет. А недавно ещё раз смотрела - туман уже разогнало, и именно такой цвет у небес. В-третьих, совы, наверное, и сейчас у голландцев ассоциируются с зимой. Почему? Так ведь у сов в тех краях свадьбы могут начаться прямо с января. Во всяком случае, помню, что в Винтерсвейке филин уже начинал приглашать филиниху в гнездо как раз в середине января. А потом в феврале была кладка, а в марте уже вовсю резвились пуховички. Все эти совиные приглашения и свадьбы, а потом насиживание сопровождаются уханьем, криками и прочей вокализацией.

А ещё меня очень пленила шапочка на совине. Эва де ла Фуэнте Педерсен пишет, что она шерстяная, т.е., получается, что голландские крестьяне и рыбаки носили береты из кроличьего пуха? Англичане полагают, что шапочка у него из меха (мышиного, наверное, хотя филины и зайчиков с кроликами уважают, особенно зимой, а также в брачный период). Я опять-таки вся изгуглилась, но не нашла такого головного убора у голландцев в XVII веке. Удалось отыскать только вязаные крестьянские колпачки и меховой картуз охотника (да, их носили не только наши гопники в начале 90-х, только у голландских картузов была ещё снизу подшита полоска, которая закрывала уши). Может быть, murskij или _mjawa что-то смогут сказать про такие шапочки? Может, кто-то видел изображения?


И ещё: вот интересно, а какого вида эти совы? Ясно, что стилизованные, но совин изрядно похож на филина, а сова может быть ушастиком. И за что уважаю ван де Венне - у его сов глаза не скошены.

Вот такие у меня совушки.

А что стоит у вас?

Tags: #птицы, images, искусство, история костюма, компьютер, птицы, совы, филин евразийский, чужие берега
Subscribe

  • Которые су-утки пылает Кана-а-ада!

    И чёрт бы с ней, гори она синим огнём, так некоторые думают, верно? А она горит не синим, а зелёным. И немножко подсвечивает розовым, жёлтым,…

  • И тогда весёлых птичек захотели запретить...

    Эту абсурдную статью я нашла, собирая материал для предыдущего поста. Но поскольку там и так много информации, я решила вынести её в отдельный пост.…

  • У меня передоз

    Я больше не могу слушать оперу. Даже в самых лучших составах - не могу. А горшочек "Мета" всё варит и варит... Ну пошли уже по четвёртому кругу,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments

  • Которые су-утки пылает Кана-а-ада!

    И чёрт бы с ней, гори она синим огнём, так некоторые думают, верно? А она горит не синим, а зелёным. И немножко подсвечивает розовым, жёлтым,…

  • И тогда весёлых птичек захотели запретить...

    Эту абсурдную статью я нашла, собирая материал для предыдущего поста. Но поскольку там и так много информации, я решила вынести её в отдельный пост.…

  • У меня передоз

    Я больше не могу слушать оперу. Даже в самых лучших составах - не могу. А горшочек "Мета" всё варит и варит... Ну пошли уже по четвёртому кругу,…