Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Воззвание к Виктору Викторовичу Солкину

Я рискую потерять ещё нескольких френдов, но вопросы, которые у меня появились после вчерашней навигации в Интернете, «чешутся», как говорил Малыш у Стругацких. Поэтому я всё же напишу то, что собиралась написать.

Виктор Солкин обиделся. Обиделся, решив, что гордый египтолог Вова Ёлкин, не любящий царя Амехотепа Четвёртого – это он и есть. http://maria-gorynceva.livejournal.com/65669.html?thread=10719109#t10719109 .

А между тем, общего у Солкина и Ёлкина лишь окончание фамилий, египтология и нелюбовь к названному царю, в народе более известному под именем Эхнатона.

Впрочем, все люди разные, и представления о юморе у них тоже разнятся, порой даже весьма существенно. Поэтому я принесла Виктору извинения и приношу их ещё раз – обидеть не думала.

Однако, будучи всё-таки филологом и отчасти литератором, задумалась я о некоторых странностях характера г-на Солкина. Какая-то пугающая, просто-таки эпическая серьёзность по отношению к собственной персоне, к науке египтологии, да и к жизни в целом. Эдакий угрюмый жрец-фанатик с характерным огоньком, какой светится в глазах собак, когда они собираются всерьёз покусать. 

Конечно, у Виктора Викторовича, судя по его мемуарам, биография была нелёгкая. Всю его юность и младые годы (а начал он заниматься египтологией, судя по вычислениям составителей статьи в Википедии и по некоторым его собственным намёкам, аж с 14 лет) был он гоним и от старших угнетаем: http://victorsolkin.livejournal.com/35911.html#cutid1 (здесь в начале поста ссылки на мемуары). Пишет Виктор Викторович хорошо, увлекательно и легко, однако что-то в его записках настораживало. Уж слишком враждебным представал научно-музейный мир в описании Виктора Викторовича. 

А с другой стороны: разве в академических институтах, музеях и на вузовских кафедрах не гнобят молодёжь? Разве не бывает таких научных руководителей, которые примазываются в соавторы к аспирантам, а то и вовсе присваивают себе результаты научных трудов молодых подчинённых? Да полно – я лично знаю парочку таких (к счастью, меня сия чаша миновала – сообщаю на всякий случай, чтобы не подумали, что я намекаю на моих учителей). Я даже знаю директора одного большого института, ставящего своё имя в соавторы ЛЮБОЙ статьи, выходящей в его институте. По одной простой причине: он основной грантодобыватель, гранты даются под его известное имя, ну, стало быть, и вся научная дОбыча с его шахт вполне так по-феодальному принадлежит ему. Правда, при этом он сумел удержать институт на плаву в самые лихие годы и сейчас не даёт ему сползти в яму. А уж какие священные войны случаются между представителями различных школ и научных группировок!  

Поэтому некоторые основания поверить в нарисованную Виктором Викторовичесм апокалиптическую картину у меня были.

Совсем уж апокалиптичным и инфернальным предстал в описании Виктора Викторовича мой земляк и бывший коллега, Аркадий Евгеньевич Д. Вот что пишет о нём г-н Солкин: 

Именно в этот момент Сектор Древнего Востока подключился к большому международному проекту, участие в котором Ходжаш предложила Галина Белова. В Нидерландах, в Утрехте, был создан многоязычный египтологический тезаурус, ставший основой для программы, в которую вносились египетские памятники из собраний т.н. «малых» музеев Европы. Итогом работы стали превосходные диски с тысячами памятников из Лилля. Дублина, Хильдесхайма, Вены, Флоренции… В России у проекту подключились ГМИИ и Эрмитаж, причем научное кураторство в Москве осуществлял Кабинет египтологии. Казалось, проект должен быть выгоден всем: в музей, как и в Эрмитаж, поступила компьютерная техника, которую Ходжаш боялась как огня, Кабинет Египтологии и Эрмитаж получили прекрасные египтологические библиотеки. Ходжаш медленно готовила меня к участию в проекте, но судьба рассудила иначе. В Секторе появился новый человек – Аркадий Д., преподаватель из Новосибирска, которого Галина прочила тогда на одно из ключевых мест в предприятии. Он должен был заниматься обработкой памятников для программы; мы с Ольгой принесли с хор два ящика с прекрасными ушебти, которые… так и остались, накрытые пергаментом, стоять около стола. Аркадий травил байки, очаровывал Ольгу и Ходжаш и все время в музее писал никому не нужную статью о термине «туман» в тексте одной кушитской стелы. Ходжаш словно не видела, очарованная сказками, того, что в секторе сидит спесивый тунеядец. Белова в то же время пыталась заполучить гостю из Зауралья квартиру, обещанную голландскими спонсорами проекта, уже потратившими средства на стажировку «перспективного» специалиста в Нидерландах, на его дебют на Международном конгрессе в Оксфорде. Д. же аккуратно, исподволь, используя свое влияние на Ходжаш, ссорил ее с Беловой, пытаясь играть на слабостях. Итог не замедлил себя ждать: имя Беловой все с большим трудом произносили в Секторе, от меня требовали уйти доучивать язык к Чегодаеву, что само по себе было смешно. Скандал следовал за скандалом. Проект рухнул в одночасье, его руководители в Утрехте остались почти ни с чем. Чтобы хоть как-то загладить чужую вину, через несколько лет мы с Сергеем Ивановым перевели по просьбе Беловой на русский язык огромный тезаурус, основу той самой программы. Д. был выставлен прочь из Москвы в родную провинцию, не зная, что Галина… уже почти получила квартиру, а все мы продолжали надеяться, что он возьмется за памятники. Впрочем, не увидеть истинную сущность того, кто сорвал очень серьезный международный проект, пытаясь любой ценой закрепиться в Москве, у нас в Секторе, мог только слепой. Ходжаш словно потеряла зрение тогда, очарованная пустотой. Да и может ли заниматься памятниками человек, в них ничего не понимающий, увлеченный лишь собственной персоной? Ушебти вновь вернулись на хоры – фаянсовые, каменные, деревянные; восхитительные и ненужные одновременно.

http://victorsolkin.livejournal.com/24095.html 

Странновато было читать такое про Аркадия Евгеньевича, которого ещё назвали «средненьким лектором», однако мало ли чего не бывает! А. Е. никогда не был замешан ни в каких финансовых скандалах в родных палестинах – например, во взяткобрательстве, тогда как я знаю кое-кого из его коллег по историческому факультету педуниверситета, кто такими вещами отличился. Но кто из нас хоть раз в жизни не подводил товарищей, не совершал некрасивых поступков случайно, по недо- или легкомыслию? Я решила не иметь собственного мнения по этому вопросу, пока не будет выслушана другая сторона

Всё это сложилось в какую-то причудливую мозаику, и вот вчера, мучимая загадкой сумрачной души Виктора Викторовича Солкина (почти как загадкой Кармен), я предприняла своё собственное маленькое разыскание. 

То, что я нашла, разбило моё сердце:

http://solkin-net.nc.ru/index.ipj?clsid=3795239278-6953-16397-191&method=getArticle&id=89790&rubric_id

Сразу оговорюсь: не всему, что написано, особенно в Интернете, следует верить. У меня на сарае вот *** написано, а на самом деле там дрова лежат. Поэтому я не знаю, следует ли верить обвинению в том, что Виктор Викторович украл мумию сокола из коллекции О. В. Ковтуновича. Назвать человека вором может только суд. Я не знаю, следует ли верить тому, что г-н Солкин не отдаёт свои долги – хотя в документе цитируется некое письмо и приводится постановление суда, но, аки Фома Близнец, доколе не вложу персты, не уверую – и, боюсь, проверить подобные вещи невозможно, да и не хочется. 

Но вот как быть с обвинением в плагиате и с прямым присвоением научных данных из статьи покойного О.Д. Берлева? 

Вот что пишет об этой статье сам В.В. Солкин:

Еще через пару недель я представил доклад о скульптурном портрете принца Хаэмуаса на конференции в Институте Востоковедения, снискав большой успех. В 2000 году расширенная версия доклада стала темой моего дебюта на Международном Конгрессе египтологов в Каире. В ярости Ходжаш тогда распространила слух, подхваченный моими врагами, что текст моей статья, якобы, списан с неопубликованной работы О.Д. Берлева. Когда, наконец, каталог скульптуры ГМИИ вышел, то опубликованным оказался и текст великого ученого о столь дорогом мне памятнике: Берлев также приписывал голову Хаэмуасу, для чего не требовалось особой прозорливости - сходство было налицо, но так и не смог ответить на вопрос, частью чего был некогда этот портрет. Точно не статуи, точно не канопы, но чего же тогда?

http://victorsolkin.livejournal.com/24095.html 

А вот что пишет в письме, обращённом к и.о. директора Государственного Музея Востока Т.Х. Метаксе группа учёных:

В 1990-е гг., т.е. во время учебы в средней школе и в Российском университете дружбы народов, он поддерживал контакты с сектором древнего Востока Отдела археологии и искусства древнего мира ГМИИ им. А.С. Пушкина. Данные контакты прервались ввиду его личной недобросовестности, которая может быть засвидетельствована руководителем сектора древнего Востока ГМИИ С.И. Ходжаш и директором Музейного центра Российского государственного гуманитарного университета (структуры, ассоциированной с ГМИИ) И.В. Бакановой. В частности, эта недобросовестность проявилась в присвоении им исследовательских результатов работы всемирно известного петербургского египтолога О.Д. Берлева: получив доступ к еще неопубликованной тогда рукописи (описание головы статуи ГМИИ I.1.a.6670, атрибуированной Берлевым как изображение сына Рамсеса II Хаемуаса; см. теперь: Берлев О.Д., Ходжаш С.И. Скульптура древнего Египта в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 2004. С. 202-203), В.В. Солкин представил эту атрибуцию как собственное научное достижение на VIII Международном конгрессе египтологов (Каир, 2000 г.; cf. Solkin V. The Sculptural Representation of the Prince Khaemwaset in Moscow // Eighth International Congress of Egyptologists, Cairo. Abstracts of Papers. Cairo, 2000. P. 173; Solkin V. The Sculptural Representation of the Prince Khaemwaset in Moscow // Proceedings of the Eighth International Congress of Egyptologists. Cairo, 2003).

Подписи:

Зав. сектором Государственного Эрмитажа,

д.и.н. А.О. Большаков

Доцент Новосибирского государственного педагогического университета,

к.и.н. А.Е. Демидчик

С.н.с. Института востоковедения РАН,

к.и.н. О.И. Зубова (Павлова)

Доцент исторического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова,

доцент Центра египтологии им. В. Голенищева РГГУ

к.и.н. И.А. Ладынин

Доцент исторического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова,

к.и.н. О.В. Томашевич

Старший преподаватель РГГУ,

с.н.с. Института искусствознания МК РФ,

к.иск. М.А. Чегодаев

Зав. сектором Государственного Музея

изобразительных искусств им. А.С. Пушкина,

д.иск. С.И. Ходжаш

Опубликована на этой же странице и рецензия Д. Б. Прусакова, заведующего сектором Ближнего и Среднего Востока, Института востоковедения РАН, доктор исторических наук:

Прусаков Д. Б. Рецензия на: В. В. Солкин. Солнце властителей: древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. М.: Алетейа, 2000. – 264 с., ил.; В. В. Солкин. Египет: вселенная фараонов. М.: Алетейа, 2001. – 448 с., ил.

Опубликована: Восток (Oriens). 2003. № 1. С. 180–190.

В этой рецензии Дмитрий Борисович путём сравнительно-текстологического анализа показывает, как Виктор Викторович с кровью выдирает цитаты из сочинений классиков отечественной и зарубежной египтологии целыми паремьями и забывает поставить кавычки. Как сказано в любимом мультике, «беру у классиков – значит, беру у народа». Приводить цитаты не буду – вы найдёте их по ссылке. Обсуждение этой рецензии можно найти здесь: http://community.livejournal.com/ru_egypt/71218.html#comments .

 Обратите внимание на комментарии защитников Виктора Викторовича: они отличаются какой-то особой безграмотностью и агрессивностью. Особенно прелестен вот этот – как с точки зрения аргументированности, так и стилистически: 

если вас так интересует занимается ли Виктор Солкин плогиатом, скажу сразу, обо обе его книги у меня есть! НЕТ, везде стоят сноски и ссылки на авторов, так что г-н Прусоков врет как сивый мерин, и старательно не замечает сносок, что не делает ему чести!

http://community.livejournal.com/ru_egypt/71218.html?thread=254258#t254258 

Ну что ж, как раз текстологическую сверку легче всего провести. И я, наверное, это сделаю. Однако умоляю, Виктор Викторович: скажите, что это всё фальшивки! Скажите, что Вас оклеветали! Объяснитесь! Я не исключила Вас из числа так называемых френдов – Вы можете сделать это прямо здесь.

Что? Очень надо со мной объясняться? Ну, как знаете. А кстати: диссертацию-то Вы защитили? Кандидатскую? Или так всё и подвисло? А человек, написавший уже две монографии, мог бы по одной из них и защититься. Неужто прав неведомый мне автор, участвующий в обсуждении статьи о Вас в Википедии:

"С 1991 года по 1996 год был ассистентом заведующего сектором Древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина". Но поскольку год рождения героя указан 1977, то в 1991 ему было 14 лет. Значит, не закончив школу ещё, в свои 14, 15, 16 лет он был ассистентом?

"С 1994 года по 2000 год работал сотрудником (сектор музеологии, сектор иностранных связей) Центра египтологических исследований РАН". Т. е. сотрудником двух секторов Центра при Институте Востоковедения (академическом, заметим, институте, а не учебном) он стал в 17 лет, будучи при этом ещё и ассистентом в ГМИИ (см. выше)?

Год получения диплома предусмотрительно не указан, но судя по возрасту это 2000. Т.е. получается, что после получения диплома весь "послужной список" заканчивается?

И что же теперь: под маской сладкоречивого египтолога, прекрасного стилиста скрывался банальный охмуряло и врун

Так может, и Д. не такой уж инфернальный, а Виктор Викторович? Что скажете?

 

УПД:  Нашла ещё: http://kovarnaja.livejournal.com/146696.html .
Однако же такое письмо, да ещё в Интернете легко подделать. 
Но есть некий показатель, который тоже, будучи отдельно взят, не может быть объективным показателем, однако вместе со всем вышепроцитированным опять-таки наводит на мысли. В.В. всё время упоминает о своей еждународной известности и участии в международных проектах. А между тем, если набрать латиницей victor solkin, Гугль спросит: "Вы, наверное, имели в виду "Виктор Солкин" и выдаст только русскоязычные сайты. К чему бы это?
Tags: Египет, Солкин, наука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments