?

Log in

No account? Create an account
Барочный лабиринт в саду эклектики
Гуманитарии рассказывают, народы поют, птички подпевают
Есть предложение к "детям СССР" 
7-ноя-2017 02:45 am
Серьёзно
А давайте помемуарим?

В одном чайлдфри-сообществе было обсуждение этикета для детных. Надо заметить, что в том сообществе, во-первых, не все чайлдфри, но есть и детные. И во-вторых, большинство участников - люди обоегно пола в возрасте между 30 и 40, т.е. в самом что ни на есть репродуктивном возрасте, так что приписать им какую-то зависть к женщинам с детьми из-за утраты фертильности и ухода молодости, как это попытался сделать по отношению ко мне один болван из Израиля, просто невозможно. Зато можно увидеть другое: детоцентризм крепко достал не только старшее поколение россиян, но и вполне молодых. Этожедети и онижематери обоего пола, видимо, начали утомлять общество. Настаиваю на том, что именно общество, иначе такая статья, как свод этикетных рекомендаций Татьяны Николаевой не появился бы в издании центральной прессы.

Мы спорили с участникми чайлдфри-сообщества, откуда взялся этот детоцентризм на постсоветском пространстве. Те, кому сейчас тридцать и за тридцать, воспитывались родителями, которые выросли в СССР. Детоцентризма по отношению к себе и своим друзьям в детстве они не наблюдали. Возможно, их в социализировали ещё согласно тем нормам, которые были приняты в Советском Союзе? Пока мы доподлинно этого не знаем. Для этого надо как минимум выяснить, как и чем отличается социализация детей тогда и теперь. А она таки отличается.

Меня попросили рассказать, как воспитывались дети в СССР, но я не могу говорить за весь Союз. Я могу рассказать только об опыте своей семьи, своего окружения, своей среды, а также вспомнить, что я видела в поездках по стране и слышала от других людей. А вот у вас был другой опыт, другое окружение, другая семья и, возможно, другие этнические традиции. Расскажите о них! Сейчас модно устраивать всякие виртуальные флешмобы - давайте и мы устроим что-то вроде этого?

Пусть каждый расскажет У СЕБЯ о том, что помнит. Не обязательно писать сразу многотомные талмуды. Пишите кусочками, записывайте то, что всплыло в памяти, вспоминайте отдельные эпизоды. А ссылки кидайте сюда, под этот пост. Так мы составим целый свод мемуаров, и это может стать бесценным источником по истории повседневности. Пусть этот наш процесс воспоминаний не имеет временных рамок - флешмобом сейчас я это называю только для того, чтобы побудить как можно большее число людей вспоминать и писать. Если вы найдёте свой старый или чужой мемуар, подходящий по тематике - несите, кидайте сюда ссылку. Если вы будете писать в других социальных сетях, вы всё равно сможете оставить здесь ссылку, войдя под своим аккаунтом ВК, ФБ или ОК сюда, в ЖЖ.

Итак, ТЕМА:
Воспитание и социализация детей в СССР на примере вашем и вашего окружения.

-- Что вам разрешалось и что запрещалось?
-- Как с возрастом менялись разрешения и запреты?
-- Как вы узнавали, как вести себя в обществе: а) своих сверстников; б) знакомых взрослых; в) незнакомых взрослых; г) в общественных местах?
-- Что в поведении ребёнка в вашем окружении считалось "правильным", а что нет?
-- Куда и с какого возраста водили вас родители (на детские праздники; в гости - в будни и в праздники; в театры, концерты, кафе, на общественные мероприятия и т.д.)?
-- Какие правила поведения вам объясняли в школе? Касалось ли это только школьных правил или морально-этических и этикетных норм вообще?
-- Читали ли вы какую-нибудь литературу (книги по этикету, статьи в газетах и журналах), в которой объяснялось а) детям - как надо правильно себя вести с другими людьми; б) родителям - как правильно социализировать детей?
-- Помните ли вы какие-нибудь радио- и телепередачи, в которых объясняли детям и взрослым правила поведения в обществе (например, в "Спокойке" Хрюша вечно что-нибудь делал не то или Каркуша ляпала невпопад - и тётя Таня ласково говорила, что вот так нельзя, а надо вот так-то - воспитывали от противного).

В общем, направление понятно?

Теперь о возрастных рамках. Нижней границы не будет - если в нашем флешмобе окажутся люди старше 50-х годов рождения, то это прекрасно. А вот верхнюю надо установить. Думаю, те, кто родились позже 1980 года, - это уже не дети СССР. Началась совсем другая эпоха.

Ну как, это будет интересно вам? Тогда призываю вас распространить идею и начинать вспоминать. Я сама обязательно напишу обещанный мемуар, но уже завтра.

Продолжение: ЗДЕСЬ
Comments 
7-ноя-2017 01:34 pm - "Есть предложение к детям СССР"
Пользователь murskij сослался на вашу запись в своей записи «"Есть предложение к детям СССР"» в контексте: [...] а надо вот так-то - воспитывали от противного). https://maria-gorynceva.livejournal.com/648095.html [...]
7-ноя-2017 09:26 pm
У меня там вывешены сейчас некие личные воспоминания не для публичных мемуаров. Правда, про социализацию я писала мало. Это отдельно надо писать.:)
9-ноя-2017 12:25 pm
Так напиши - это очень интересно. Не надо ж сразу выдавать большую протыню - достаточно будет хотя бы небольшого кусочка. По мере того, как вдохновение появится. А ссылки сюда. :)
8-ноя-2017 07:27 am
1. Затрудняюсь ответить.
2. Помню только что с каждым годом получала всё больше свободы передвижения, одной мне ходить разрешили в 12 лет в светлое время суток, но встречали по темноте (из кружков, из гостей), а чем старше - тем, понятно, самостоятельнее.
3. Со сверстниками - самостоятельно (я как-то не уверенна, что и сейчас знаю, как себя с ними вести, ха-ха), в отношении знакомых и незнакомых взрослых предполагалось в целом универсальная "тактичность", в моей семье это было очень обширное понятие, обобщая можно сказать, что следовало помнить, что кругом тебя живые люди. В общественных местах предполагалось соблюдать тишину по возможности.
4. Неправильными считались ругань, особенно нецензурная, агрессивное поведение, активность в неподходящем месте. Но родители всегда заботились о том, чтобы было место и время "побеситься".
4. С трёх лет.
5. Только школьных правил, остальное если и говорили (что-то там такое лепетали про дружбу с одноклассниками), я пропускала мимо ушей.
6. Про этикет помню только правила застольного этикета из книги о вкусной и здоровой пище, которые показались мне удивительно искусственными и нарочитыми. Остальное я почерпывала из классической литературы, да ещё откуда-то застряло в памяти, что когда звонишь по телефону следует выждать восемь гудков - этого времени достаточно, чтобы человек успел подойти к телефону и не слишком настырно, если на звонок он ответить не может.В девяностые выпускалось масса книжек про воспитание и детскую психологию, кое-что из них я читала, поражаясь как господин Журден - родители-то всю жизнь говорили прозой! Там были всякие призывы типа "не затыкать ребёнка вот прям сразу с первого слова", "разрешить творческую активность, это очень полезно", и "дети не совсем чурки с глазами, им тоже бывает больно и обидно".
7. В передачах это было, и даже лет в шесть раздражало - нельзя же с такими постными щами рассказывать про то, что лошади кушают овёс и сено.

Я родилась в 1984 году, меня очень любили, очень баловали, в семье была большая вольница, потому что мама и папа были молодые художники.
7.
8-ноя-2017 06:26 pm
Даю ссылку на свой жж.
https://murskij.livejournal.com/300353.html?view=2075457#t2075457
Там у меня в комментах отвечают. А я не могу собраться, чтобы написать.
9-ноя-2017 12:29 pm
Спасибо большое!

Забавно читать, как люди пишут, что их вообще не воспитывали. Видимо, воспитание в их картине мира - это долгие нудные проповеди или наказания. А ведь лучше всего воспитывает пример родителей. Сами-то эти товарищи вряд ли сморкаются за столом в пальцы, чавкают, перебивают собеседника на полуслове и садятся делать пи-пи там, где нужда прихватила, как те верблюды из анекдота.
8-ноя-2017 08:37 pm
Про детоцентризм - наверное, пугала советская строгость воспитания, поэтому решили качнуть маятник в другую строну.
9-ноя-2017 12:31 pm
Да, я тоже так думаю. Я об этом писала. Уж если пришла политическая свобода, то давай, во всём гуляй, рванина! Получился крен в другую сторону.

Есть ещё такая вещь, надо будет о ней написать - люди считают строгость и доброту взаимоисключающими понятиями. А ведь это не так. И строгость совершенно не равна холодности, жёсткости и тем более жестокости.
9-ноя-2017 10:20 am - Наше советское детство
Пользователь belka_unit сослался на вашу запись в своей записи «Наше советское детство» в контексте: [...] Вот здесь [...]
10-ноя-2017 09:31 am
https://belka-unit.livejournal.com/179727.html Я написала, и народ в комментах повысказывался, если интересно.
16-ноя-2017 06:04 am
Спасибо! Я посмотрела.

За "девушку" отдельное спасибо, бггг. Чувствую себя козочкой, а не старой коровой.
10-ноя-2017 10:24 am
Ровно 1980 годится?
15-ноя-2017 10:04 am
1) Мне ничего особо не запрещалось, т.к. родителям не могло прийти в голову, что я захочу чего-то, чего нельзя. Однако представление, что я должна интуитивно понимать, что можно и чего нельзя, создавало мне очень много трудностей.
2) Узнавала, как вести себя в обществе, в основном методом тыка. Поскольку я интроверт и стараюсь минимизировать очное общение, обычно производила на окружающих впечатление "хорошей послушной девочки". Но если я в чём-то промахивалась, на это реагировали острее, чем на куда более значительные провинности буйных шаловливых детей.
3) На вечеринки в гости не ходила - детских праздников в моей среде не устраивали, все в основном жили в коммунальных хрущёвках, где просто не было места. В театр меня водили лет с 7-8, но там единственной задачей было тихо сидеть, а для меня это никогда не было проблемой. Сильное недоумение, правда, вызвали школьные праздники - в первый раз я забрала обратно свои конфеты, потому что увидела, что их никто не ест. За это меня полоскали потом перед всем классом.
4) Правилами хорошего тона меня заваливали с головой книги, детская периодика, мультфильмы и телепередачи. Однако к реальной жизни они были трудноприменимы. Например, "не чавкать за столом" - а я даже не знала, как это делается, и не знала, чавкаю я или нет. Помню передачу, в которой Хрюшу и Филю учили, что нельзя брать хлеб вилкой, а только руками. Я подумала, что психически нормальному человеку в голову не придёт брать хлеб вилкой. Или настоятельная рекомендация повязывать салфетку за столом - у нас и салфеток-то не было, разве только для праздничного случая. А уж "не есть рыбу ножом" - вообще феерия. Кстати, потом оказалось, что это какая-то чисто советская заморочка, потому что во всех странах в ресторанах к рыбе подают нож.
16-ноя-2017 06:54 am
Да, только специальный рыбный нож. Рыбные ножи и вилки украл Фламбо в "Двенадцати верных рыболовах" у Честертона.

Однако представление, что я должна интуитивно понимать, что можно и чего нельзя, создавало мне очень много трудностей.

Было такое. С одной стороны, что-то подробно разжёвывали.а с другой - если тебе что-то ещё не успели разжевать, а ты ненароком, по незнанию, села в лужу - то ай-ай-ай, как мне стыдно за тебя и прочая.
31-янв-2018 05:07 am
Еще не поздно поучаствовать? )) Я - 1956г.р.
-запрещалось все, что могло привести к травме или пожару
-С возрастом, конечно, разрешили включать газ. Поздно возвращаться домой не разрешали до окончания школы
- как вести себя объясняли родители в самом нежном возрасте
- правильный ребенок - удобный ребенок.
-водили в театры, в гости и в музеи лет с трех.
- в школе висели плакаты: парта- это не кровать, и на ней нельзя лежать)) Или - не можешь- поможем, не хочешь - заставим)))
- Была книжка о правильном поведении в обществе, кажется, так и называлась: как себя вести.
- радио и телепередачи не помню. Не много тогда было детских передач по телевизору, да и телевизор я не слишком любила.

31-янв-2018 05:36 am
Никогда не поздно. Я пытаюсь заставить детей СССР вспомнить то, что можно пока вспомнить. А то как посетит потом нас товарищ Альцгеймер - и ку-ку!

У нас тоже в школе висели плакаты. И учительница в начальных классах на классных часах нам напоминала об их содержании.
This page was loaded июн 24 2019, 11:21 pm GMT.