Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

Словесный портрет психолога, написанный им самим. Ана Глинская не опять, а снова

Безопасность и эффективность работы 
данного конкретного психотерапевта весьма 
зависит от проработанности его собственных 
чувств и проблем, возникающих в процессе 
его профессиональной деятельности.

С форума Владимира Леви


Пролог

Психолог тоже человек


На одном одиозном сайте как-то довелось прочитать: «Что это за психолог, у которого собственная жизнь не устроена?!» В том контексте имелась в виду пресловутая личная неустроенность, то есть отсутствие гетеросексуального партнёра, предпочтительно узаконенного штампом в паспорте. Настоящий Психолог, с точки зрения обывателя, должен быть своего рода Пионер-Всем Ребятам Пример: он успешен и богат (иначе как учить клиентов решать проблемы с деньгами?), но в то же время не берёт больших денег за сессию, ибо скромен и эмпатичен и входит в положение клиента. У него идеальная семья: муж (соответственно у мужчины – жена), с которым полная гармония и понимание вообще без слов, и дети, будто сошедшие со старинной рождественской открытки – аккуратные, чистенькие, румяные, здоровые, умные и воспитанные, никогда не имеющие проблем сами и не создающие их взрослым. С родителями у Настоящего Психолога тоже не отношения, а сущий парадиз: сплошная почтительность со стороны младших, сплошное понимание и благословение всех начинаний и трудов со стороны старших. Да и вообще, Настоящий Психолог умеет Всё Понимать без слов и одним ловким и стремительным мановением руки навсегда развеивать все проблемы клиента!

Вы, может, спросите, почему Настоящий Психолог состоит непременно в гетеросексуальном браке (союзе)? А потому, что гомоэротическая ориентация и однополый союз – это, с точки зрения того же обывателя, изъян, психологическая непроработанность, психиатрическая непролеченность и порочность натуры в одном флаконе. Поэтому такой психолог эталоном служить ну никак не может; более того, он может быть общественно опасным, так как начнёт среди клиентов пропаганду гомосексуализма - хорошо ведь известно, что именно пропаганда есть цель и смысл жизни названных товарищей.

Однако реальная жизнь очень далека от этих фантазий. И представления реальных психологов о том, что такое устроенная жизнь, в том числе и личная, могут очень сильно отличаться от ваших. Об этом очень хорошо сказала Адриана Имж :
Я не знаю - и не узнаю, думаю, универсального рецепта счастья - для всех. Я не смогу помочь всему миру.
Вчера клиентка сказала, что всегда внимательно следит за тем, насколько успешна жизнь самого психотерапевта. И я - абсолютно искренне - сказала, что психотерапевту хорошо даже тогда, когда ему плохо. Потому что сущность всей психотерапии не в том, чтобы раз и навсегда решить все проблемы и стать однозначно счастливым.
А в том, чтобы научиться "есть слона по частям" - решать жизненные задачи, стоящие прямо сейчас и прямо сегодня, уметь слышать себя и идти за этим голосом.

Иными словами, психолог может быть в браке или предпочитать одиночество или недолгие связи, может быть «натуралом» или представителем ЛГБТ, иметь детей или являться принципиальным чайлд-фри, предпочитать союз с ровесником или человеком существенно старше (младше) себя, может жениться, разводиться, сходиться-расходиться, а также быть верующим или атеистом, иметь стройное или эклектическое мировоззрение, активно интересоваться политикой или быть совершенно аполитичным, принимать участие в социальных благотворительных проектах или требовать оплату своих трудов со всех, кто обращается к нему, без исключения, -- в общем, всё, как у всех остальных людей, поскольку перечисленное является вариантами нормы.
Ну и насчёт волшебных мановений - этого тоже ни один из них не умеет :
Многим клиентам (да и мне, если честно) очень хочется, чтобы любые трудности исчезали как какая-нибудь ангина: пропил лекарства неделю - и все.
Увы, наша психика не способна на это. Никаких "раз и все" не бывает. Истории об инсайтах: "я тут все увидел и осознал" - правда. Примерно один из десяти клиентов действительно внезапно что-то осознает и резко меняет.

Куда чаще психика сопротивляется: при попытке всплыть на сантиметр упихивает человека обратно, а если он торопится - дает артефакты, сопротивление, усталость, желание все бросить, некоторые "качели" - когда в один день все хорошо, а на следующий - ужас, кошмар и катастрофа.

В общем, психолог – такой же человек, как мы. Его отличие от нас, помимо специального образования – в высокой степени осознанности (что я делаю, зачем делаю, что хочу получить на выходе, что чувствую в процессе, какими ресурсами располагаю) и в проработке в процессе личной терапии своих травм, которые, как часто бывает, и приводят в эту помогающую профессию. Архетипический образ раненого целителя был известен ещё в Древнем мире, поэтому ничего удивительного в этом нет.

Однако бывает и иначе. Погружаясь в занимательное чтение некоторых столпов отечественной психологии (из тех, что очень хорошо прорекламированы в Интернете), я через учителей вышла на их… Учеников? Адептов? Одним словом, людей, на чьё мировоззрение оказывают существенное влияние токсичные взгляды их учителей. Вот один такой пример. Я решила писать как можно меньше. Пусть написанное и сказанное этими людьми говорит само за себя. Да, я помню о том, что написанное, например, в блоге – это всего лишь текст, а не сама личность, стоящая за ним. Но вместе с тем, когда какая-то мысль высказывается последовательно раз за разом, с небольшими вариациями, это заставляет задуматься об истинных убеждениях того, кто это писал. Ну а жанр интервью и вовсе имеет характер в немалой степени исповедальный – даже если интервьюируемый старается больше скрыть, чем рассказать.

Ч. I. Наставница

Гл. 1. Vivant magi et magae!


Из CV :
Обучение : практика внимания и магия слова,
индивидуально, в парах и в группах.

Целительская и терапевтическая работа (с 2006) :
- системно-феноменологический подход;
- нарративный подход;
- процессуальный подход;
- интегративная работа с шоковыми травмами и травмами развития;
- интегративная танцевально-двигательная терапия;
- техника расстановки (заместители, напольные якоря, фигурки и предметы);
- арт-терапия (работа с художественными образами);
- традиционные славянские практики;
- шаманские практики (базовый шаманизм Майкла Харнера).
_______________________
_______________________
Образование
Филолог, специалист по общей филологии и теории коммуникации. Педагог.

Курс «Введение в процессуальную терапию» (МиПТК, Москва): Елена Романченко и Дмитрий Валуев (2009-2011).

Дипломная программа по процессуальному подходу : Аяко Фуджисаки, Барбара Зюст, Клер Хилл и Коннор Маккенна (с 2010).

Участие в семинарах основателей процессуального подхода Арнольда и Эми Минделл (2009, 2011).

Курс "Работа с шоковыми травмами и травмами развития" : Елена Романченко, МИПТК (2010-2011).

Курс "Терапия и консультирование парных отношений" (ИКСР): Диана Дрекслер, Рут Алламанд, Ульрих Клемент, Дирк Ревенсторф, Гунтер Шмидт (2008-2009).

Курс "Введение в нарративный подход" и семинар "Нарративная работа с парами и отношениями": Дарья Кутузова (Россия – Австралия, Далвич-центр), 2009-2010.

Системно-феноменологический подход в психологическом и организационном консультировании, Институт консультирования и системных решений, Москва, 2006-2008:
"Системно-феноменологический метод Берта Хеллингера и семейные расстановки" (двухгодичный курс обучения, сертификат WISL-ИКСР (Германия-Россия), свидетельство Высшей школы психологии);
<...>

Участие в обучающих семинарах Берта Хеллингера, Штефана Хаузнера, Гунхильд Лейлы Бакса, <…>(ИКСР, Москва). Супервизия у Сергея Корчагина (2008), Якоба Роберта Шнайдера (2009), Штефана Хаузнера (2009).

Мастер-курс для опытных расстановщиков, ИКСР, Москва: Хантер Бомон, Йозеф Рабенбауэр, Франк Галленмюллер, Констанц Почка-Ланг (2009-2012).

Интегративная танцевально-двигательная терапия, базовый курс: Александр Гиршон, зима-весна 2012.

Целительная хула и сакральные песнопения: куму Каипо Калуа (Мэриэн Парк, Гавайи), базовый курс - ноябрь 2011, базовый курс и мастер-класс - июнь 2012.

Базовый курс ломиломи-нуи (гавайская практика работы с телом, стиль temple lomi) и хулы: куму Кеола (Марина Рогожникова, Aloha International, 2010.

Базовый курс ломиломи-нуи (стиль hanalima) и хо'опонопоно: куму Бренда Махалапуа Игнасио, Hawaii Healing Arts College-'HHAC' (Оаху, Гавайи), 2012.

Шаманские практики (базовый шаманизм Майкла Харнера) : Игорь Любитов, 2011.
<…>

Букв и иностранных имён много. А между тем, давайте посмотрим, какое образование дают институты, которые назвала в своём списке Кавалерственная Дама? МИПТК, с 2011 г. – МИПИТ, Московский Институт Процессуально Интегративной Терапии:
Московский Институт Процессуально Интегративной Терапии (МИПИТ) объединил команду психотерапевтов, которые являются профессионалами и сертифицированными специалистами не только в процессуальной терапии, но и в других ведущих направлениях психотерапии (гештальт терапии, телесно-ориентированной терапии, юнгианском анализе, системной семейной терапии, терапии посттравматических расстройств, биосинтезе, бодинамике и др.). Это дает нам возможность в курсе обучения интегрировать процессуальный подход и другие направления психотерапии и использовать эффективные техники смежных направлений в процессуальной работе. После успешного окончания курса обучения вы получите сертификат МИПТКа и Свидетельство гос.образца о повышении квалификации.
Так же как процессуальная терапия это не только техника, но прежде всего философия, так же и нас объединяет не только академическая работа, но общее мировоззрение, общий дух процессуального подхода, который очень близок, а порой и неразделим с философией Востока. Мы не только команда профессионалов, но и друзья, которые вместе движутся по пути освоения духовных практиках, вместе путешествуют и познают глубину Мира.

Познавать глубину мира – это прекрасно, и к Востоку я отношусь со всяческим пиететом. Но ведь это заведение является по сути курсами повышения квалификации (туда принимают на обучение людей с базовым психологическим, педагогическим и медицинским образованием). А где же филолог Глинская постигала такие дисциплины как клиническая психология? Или физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем? (В институте, где я работала, такой курс психологам читали). Или анатомия? Может быть, в ИКСР (Институте консультирования и системных решений)?
Одним из главных направлений деятельности Института является развитие системно-феноменологического подхода (СФП) и системных расстановок® (СР) в русскоязычном пространстве. ИКСР является ведущим в России и русскоязычном пространстве институтом, обучающим системным расстановкам®. Мы официально признаны Профессиональной психотерапевтической лигой (ППЛ), Немецким (IAG/DGfS) и Международным обществом системных решений (ISCA). Наши программы обучения полностью соответствуют международным критериям качества, предъявляемым к подготовке специалистов, использующих в своей практике системные расстановки, а по многим параметрам превосходят их. Высокий уровень подготовки специалистов в ИКСР не раз признавался многими зарубежными коллегами и организациями.

Опять неувязка. Получается, что филолог Глинская либо прослушала какие-то курсы, имеющие отношение к психологии, в пределах, которые отпущены программами для пединститутов, либо не прослушала вовсе, если училась не в педагогическом институте, а в университете на филфаке (право преподавания языка и литературы диплом филолога даёт; какой именно язык – определяется тем отделением, которое оканчивает филолог; так что педагогом г-жа Глинская может быть сугубо номинальным). Базовый шаманизм и ломиломи-нуи – это, конечно, классно, но если бы мне пришлось врачевать душевную травму, я лично предпочла бы специалиста, имеющего представление о физиологии головного мозга и об основах клинической психологии, а не шамана или хилера.

Впрочем, что такое вообще эта «клиника»? Зачем она нужна?
ядовитыми для меня являются
патологизирующие контексты.
Уже я была близка к этой версии,
когда Лена с Димой на процессуалке
вдруг начали нам отгружать
про "невротиков, шизоидов и нарциссов".

Я осерчала тогда больше оттого,
что к процессуалке (которую я выбрала и купила)
это никакого отношения не имеет.

Но и слегка нехорошо тоже было.

А тут Франк совсем уж тяжеловесно,
с какой-то запредельной звериной серьезностью,
вещал о «пограничных расстройствах личности»
и я вышла оттуда реально отравленная.

И, конечно, вполне могу понять,
что такого рода объяснительные схемы
могут быть полезными в качестве ментальных карт,

однако любые объяснительные схемы
хороши ровно до тех пор,
пока мы владеем ими,

- и становятся вредоносны,
когда они овладевают нами.
<…>

(Не удивляйтесь форме – г-жа Глинская пишет свои речи лесенкой: видимо, думает, что это превращает их в стихи и даёт им магическую силу. В дальнейшем я для экономии места большей частью буду это разбиение убирать – желающие могут пройти по ссылкам и полюбоваться на аутентичное оформление текста). Робкий вопрос Анастасии Фокиной, «а что плохого в псих. диагностике?» так и остался без ответа. Потому что
С прекрасным Арманом
за староновогодним кофепитием занятно поговорили про терапию Раджи Сельвама,
и по некоторым позициям принципиально сошлись: на фоне общей шаманской моды растяжка в сторону естественнонаучного базиса и вправду создает для терапии пространство более объемное, однако..

...однако мировоззренчески и технологически это нам не близко, нет.

Действительно, к чему этот естественнонаучный базис, для которого попросту образования может не хватить, когда можно взять да покамлать? Или взглядом заставить стол треснуть мальчика:
в Омске с Олей
и мальчиком Петром годовалого возраста

вечером Петр начинает буянить
и колотить стол,
на котором, знаете ли, ноутбук и чай

выжидаю растерянность Оли

поднимаю на мальчика Петра серьезные глаза
и тут вдруг

стол
внезапно ответно ударяет мальчика Петра

не сильно
но ощутимо

ощутимо
хотя и не сильно

мальчик Петр огорчается
и переходит к другим занятиям

мастер-класс, - признает Оля,
тридцатисекундный мастер-класс

(Ответ на вопрос комментаторки, как это стол мог ударить мальчика, не менее фееричен: Представь себе, что ты держишь перед мальчиком раскрытую ладонь, вертикально. И он по ней колотит своей ладонью. И в какой-то момент ты толкаешь его в ответ, мягко и аккуратно, но достаточно ощутимо.

Представь себе, что такую раскрытую ладонь держит статуя. И он колотит по ладони.
И в какой-то момент статуя толкает его в ответ.

Представь себе, что все это делает стол ))...


Мне одной в этом месте является мысль уже не о клинической психологии, а о чём-то большем?)

Или же можно сходить мастер-класс«Юбка как предмет Силы»?

Кстати, о юбках!

Гл. 2. Слово о Любви и Настоящей Женщине, или Самадуравсегдавиновата

Космическое знание об отношениях полов:
Сегодня на группе возник вопрос о гомосексуальных союзах. Рассказала тот сухой остаток, который во мне по этой теме укоренился после многих и разных размышлений на тему. А он таков.

Любовь к человеку одного с тобой пола подразумевает, что ты понимаешь его, человека, внутреннее устройство, систему ценностей, логику и т.п. Он, в каком-то принципиальном смысле - такой же, как ты.

Любовь к человеку другого пола - это все равно что любовь к инопланетянину. Ты не понимаешь ничего и это порой (почти постоянно?) приводит тебя в ужас. То есть, собственно, и не можешь даже понимать.

Спрашивают: кто про это писал. Думаю: да ведь, наверное, кто только не писал? Наверняка, что многие на эту тему отметились, верно? А я как-то не держу в голове библиотеку. Полученное знание поселяется прямо в теле, так там и живет (покуда не окажется пересмотрено заново). Авторизация требует усилий. Так вот и не знаю, чего ответить на вопрос-то?

Помимо космического знания, которое посвящённые получают в результате иерофании, есть и более земные источники, содержащие полезные инструкции, как двум разнопланетным цивилизациям зачем-то (интересно, зачем?) строить отношения – например, »Домострой» :
С Катей обработали один маленький фрагмент интервью: http://my-interviews.livejournal.com/3026.html . Это в Сургуте идет программа Большое Чтение. Сейчас Сургут собирается читать, страшно сказать, - Домострой! По этому поводу меня расспрашивали, насколько Домострой актуален.

И я не смогла, понимаете ли, уклониться от показаний, что феноменологический взгляд на современные семьи вполне совпадает с указаниями древних авторитетов - и Домостроя, и Вед, и других строгих текстов больших традиций. Архаические наши интуиции, как оказалось, вполне индифферентны к разным цивилизационным придумкам вроде феминизма и иже с ними.

Во всяком случае, в моей практике это выглядит именно так. <…>

Что с того, что «Домострой» (кстати, по авторитетности для своей страны и своей эпохи с корпусом «Веданты» в Индии вообще никак не сопоставимый) предписывает бить жён и детей? Мужчина не бьёт, он вразумляет!:
…-- Пока женщина сидит в травме, у мужчины мало свободного пространства и энергии. Он с ней нянчится, вразумляет ее, как умеет. А когда она делает шаг по высвобождению из своей травмы, то и у него появляются силы, энергия и пространство для того, чтобы он мог сделать что-то для себя.

- Что значит - он «вразумляет» женщину?

- Если она в неадеквате, он будет ей на это указывать либо своими походами вдаль, либо агрессией, либо молчанием, отчуждением. То есть, доступными ему в меру энергетики и воспитания способами он будет показывать ей, что пришло время что-то делать со своей травмой. Он будет всеми силами раскачивать этот хрустальный гроб, в котором в глубокой своей галлюцинации спит эта самая женщина. И мера деструктивности этих его действий – индивидуальна. Но до тех пор, пока у него есть силы, он будет это делать. Мужчины уходят из семьи, когда они уже больше совсем не могут там оставаться – в прямом смысле уползают на четвереньках, чтобы сохранить жизнь и остатки здоровья…

Оставлю на совести «профессионального» психолога обывательское словечко «неадекват». Кому-чему должна быть адекватна женщина и кто определяет степень этой адекватности?
Вы сказали - насилие? Вы просто драматизируете. Ну а даже если насилие – на расстановках, которые проводит г-жа Глинская, вас научат, как с этим справляться:
Я согласна вот с таким только моментом, без этого невозможно работать: не судить никого. Как только мы начали судить, мы теряем способность служить этой системе. Только если ты не судишь насильника, у тебя есть шанс растопить брикет ненависти и обратить его в любовь.

Вразумлённая женщина, конечно же, воспринимает каждое слово Своего Мужчины как Мудрое Руководство к Действию. Я бы не стала цитировать этот отрывок вполне личного характера, если бы в нём не содержалось обесценивание «упёртых баб», которые смеют относиться к словам своих мужчин как-то иначе, без должного трепета:
И вот смс, которые он присылал в эти три дня
приходили настолько вовремя и были – эхма, постфактум это ясно! – настолько прозрачными указаниями, как мне действовать именно здесь, именно сейчас, что, конечно же, лишь беспредельно упрямое существо вроде меня могло этих указаний не прочесть,
а осознать их лишь потом, после - как и суждено всем упертым бабам, кто пока еще не может на автопилоте воспринимать слова своего мужчины как мудрое руководство к действию.

Однако получается, что г-жа Глинская, призывая к "вразумлению" других женщин, сама почему-то по "Домострою" не живёт и сама никак не вразумляется.

Зато неплохо "в розум" приходят её адептки. Или исступаются из ума?
Tags: гендерное, женщина, злобный кот, по частым разрывам гремучих гранат, поберегись!, психология, психоложество, феминизм
Subscribe

  • (no subject)

    Настроение препоганое, писать ни о чём не хочется. Могу наговорить хорошим людям много лишнего. Работаю над раскладами. Последние два дня…

  • (no subject)

    Пишу про музыку, потому что это то немногое, почти последнее, за что можно уцепиться и не забыть о своей принадлежности роду человеческому. Начала…

  • (no subject)

    Ириску вчера видели возле соседних домов. Пряталась, говорят, под машинами. То есть далеко не убежала. К сожалению, женщина, которая на форуме прочла…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • (no subject)

    Настроение препоганое, писать ни о чём не хочется. Могу наговорить хорошим людям много лишнего. Работаю над раскладами. Последние два дня…

  • (no subject)

    Пишу про музыку, потому что это то немногое, почти последнее, за что можно уцепиться и не забыть о своей принадлежности роду человеческому. Начала…

  • (no subject)

    Ириску вчера видели возле соседних домов. Пряталась, говорят, под машинами. То есть далеко не убежала. К сожалению, женщина, которая на форуме прочла…