Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

И в заключение о расстановках по Хеллингеру

И чтобы завершить наш маленький разговор о расстановках по Хеллингеру, приведу здесь несколько ссылок.

Учитывая неоднозначность метода семейных расстановок, я искала не только восторженные отзывы, но и критические. Последние найти было не так сложно, хотя и потребовало времени. Но есть ресурс, где самые важные документы собраны вместе. Это старый сайт Елены Веселаго, специалистки по системным расстановкам (обратите внимание на слово "системный". Я к этому моменту ещё вернусь) и переводчицы многих текстов самого Хеллингера. На него я вышла через эту страницу форума "Открытое сознание". Тема носит название "Расстановки по Хеллингеру - деструктивный культ?!" и содержит ссылки и копипейст не только документов, выложенных Еленой Веселаго, но и некоторых других. Ответа на поставленный в заголовке вопрос не даётся - на него каждый должен ответить для себя сам.

Этому может способствовать обсуждение метода расстановок в отдельной теме. Всем, кто хотел бы пройти расстановки, но не имеет представления о том, что это такое, и колеблется, я самым настоятельным образом рекомендовала бы внимательно прочесть эту дискуссию. Ничего, что там 43 страницы (обсуждение начато в январе 2009 года, а последние посты датируются маем 2012-го. Иными словами, интерес к проблеме не иссякает, а деятельность расстановщиков поставляет всё новый материал). Оно того стоит - зная доводы как сторонников, так и противников метода, определиться будет легче.


После того, как в 2007 году на конгрессе в Кёльне (куда, если мне не изменяет память, сам Берт отказался приехать) директивным порядком прекратила своё существование Ассоциация семейных расстановок по методу Берта Хеллингера (IAG Systemische Lösungen nach Bert Hellinger), была образована Международная ассоциация системных расстановок (ISCA); и обратите внимание, что определение "семейные" было изъято из названия метода - видимо, для того, чтобы терминологически размежеваться с теми расстановщиками, которые остались лояльны Хеллингеру и строго следовали методике, предлагаемой им. Из сказанного становится понятно, что в рядах расстановщиков произошёл раскол, хотя сами они очень не любят этого слова, как и эмоционально насыщенного слова "разрыв" в отношении Хеллингера. Но как бы там ни было, направление, заданное им, распалось на два пути.

В чём же разница между этими путями?

После прочтения всех доступных документов и дискуссии на форуме "Открытое сознание", у меня возникло впечатление, что представители противостоящих группировок не всегда сами могут внятно ответить на этот вопрос. Всё-таки все расстановки как метод вышли из гоголевской "Шинели" из рясы Берта Хеллингера. И тем не менее, декларированные отличия есть, и, вероятно, их пытаются придерживаться представители "системщиков", отделяя себя от "семейщиков".

Так, "системщики" постарались снизить накал авторитарности ведущего и наложить вето на хеллингеровскую категоричность. Это было особенно необходимо в свете того факта, что в 2008 году на семинаре в Барселоне вторая жена Берта, Мари-София, назвала его "пророком" (уж в каокм смысле - не берусь сказать, не присутствовала, но сама тенденция употреблять подобные слова весьма настораживает). Вот что писал по поводу работы Хеллингера и его методов Хантер Бомон, Председатель ISCA, в комментариях к Открытому разъяснительному письму ISCA и DGfS (2008 г.):
В своей собственной работе с участниками семинаров и в своей работе с более широкими темами, такими как социальная травма и динамики жертва-преступник, Берт и Мари-София Хеллингер практикуют такие интервенции и такое отношение, которое исключает их из процесса необходимого взаимодействия с коллегами и профессиональной интервизии. Эти методы поощряют то, что мы считаем недопустимой идеализацией, и используют групповые упражнения, которые исторически ассоциируются с покорностью тоталитарному режиму. Мы считаем такую идеализацию и групповые упражнения необоснованно провокативными и в лучшем случае несущими весьма ограниченную пользу. В дополнение к этому, такие действия могут совершенно игнорировать как преступников, так и жертв разных народов, кто все еще страдает от событий, которые исторически засвидетельствованы. Некорректные и неэтичные действия, по нашему мнению, находятся в противоречии с той работой, которая изначально была сформулирована Бертом Хеллингером и в дальнейшем развивалась членами DGƒS и ISCA. Мы со всей определенностью отделяем себя от таких действий и такого отношения, и призываем тех, кто заинтересован в продолжении конструктивного развития этой работы, однозначно отмежеваться от тех действий Берта и Софи Хеллингер, которые могут расцениваться как некорректные или не этичные, и присоединиться к широкому пространству системной расстановочной практики.

Таким образом, можно сделать вывод, что "системщики" также отмежевались от морального оправдания насилия и насильников и стигматизации жертв, что вполне характерно для манеры самого Хеллингера.

Кроме того, они призвали отказаться от интерпретации расстановок как метода, с помощью которого клиент может "быстро" решить свои проблемы. Было обращено внимание и на проблему безопасности, психологической защищённости клиентов. Категорически возражения вызвало превращение расстановок, которые, по мнению специалистов-"системщиков", следует проводить в закрытых группах, в массовое шоу (образчик такого действа см. ниже на видео). Ведущих призвали воздерживаться от оценочных суждений и вообще быть осторожней во взаимоотношениях с клиентами, придерживаясь нейтральной позиции (как Хеллингер даёт морально-этическую, весьма далёкую от нейтральности, оценку действиям протагонистки расстановок, вы увидите в самом конце предлагаемого видео).

В Заявлении немецкого общества системных и семейных терапевтов на тему семейных расстановок, опубликованном в феврале 2003 г., говорится:

Практика семейных расстановок Берта Хеллингера дает, однако, Правлению повод к внятной критике и к опасениям относительно возможной опасности для клиентов/клиенток.
Здесь стоит поговорить о протагонисте семейных расстановок Берте Хеллингере. Уже не первый сезон среди прочего его фирменным знаком является то, что он проводит крупные мероприятия по семейным расстановкам с вовлечением публики. Уже здесь возникают вопросы относительно определенности роли терапевта и определенности его отношений в триаде публика-клиент-терапевт. Кроме того, хеллингеровские выступления много вложили в формирование картинки, что семейные расстановки как «сверхкороткое событие» могут привести к большим переменам. В семейных расстановках он постулирует существование предопределенных порядков и иерархий, и подменяет свои концепции, интерпретации и интервенции абсолютом, который чрезвычайно стесняет автономность клиента/клиентки. Одновременно он отказывается от честной и критической дискуссии о своем подходе и предпочитает позволить «верующей» толпе последователей восхищаться собой. Это приводит к ауре «не подлежащего критике», которая несовместима с самосознанием системной терапии. Правление DGSF хотело бы от системных терапевтов(есс) и консультантов(ок) критического и непочтительного обращения с подходами и способом действий Берта Хеллингера и ожидает от уважаемых практиков семейных расстановок, что они отделятся (открестятся? – пер.) от Берта Хеллингера.

Также и реальную практику семейных расстановок в своей крайне незначительной части можно отнести к критичной, этически неоправданной и опасной для вовлеченных лиц. Последнее относится, например, к повсеместно объявляемым с подписью «семейные расстановки» групповым мероприятиям, на которых (без достаточного психотерапевтического выставления рамок, без собственного терапевтического образования у ведущего) клиенту внушается, что сама по себе тяжелая психическая проблемная ситуация коренным образом изменится в результате единственной семейной расстановки. Полные ожиданий клиенты беззащитно обнажаются в больших группах и подвергаются не просчитываемому воздействию со стороны зачастую недостаточно образованных терапевтов. Это же относится и обобщениям и глобализациям вырванных из контекста конкретных расстановок высказываний, которые «маленькие хеллингеры» переделывают в значимые и нормативные утверждения и жизненные девизы. Ведущие представители семейных расстановок, и в первую очередь Берт Хеллингер, должны признать справедливым упрек в том, что их манера и способы, которыми они сейчас представляют и предлагают метод семейных расстановок, делают возможными такие уродливые явления – и что они ничего не делают для того, чтобы с этим бороться.


"Системщики", кроме того, попытались редуцировать "мистическую" составляющую расстановок, подвести под метод научную базу (подводится не очень хорошо) и сблизить расстановки с психодрамой. Тем не менее, понятия "рода как системы", "порядков", "энергии рода" сохраняются как базовые. Базовым является и представление о том, что все нестроения и проблемы в жизни каждого отдельного человека определяются нарушением "порядков", сбоем в работе системы рода, что приводит к нерегулярности подачи энергии рода одному из своих членов, вплоть до полного перекрытия. Также имплицитно в сознании самих коучей-расстановщиков и их клиентов поддерживается разделение людей на своих и чужих по принципу кровного (и отчасти брачного) родства, что создаёт у клиентов мощное чувство принадлежности.

Если вы всё-таки решите прибегнуть к методу расстановок для собственной терапии, то руководствуйтесь вот этими тезисами из Заявлении немецкого общества системных и семейных терапевтов на тему семейных расстановок, фрагменты которого процитированы выше. Эти тезисы описываю базовые принципы, позволяющие считать расстановки частью системной терапии, поэтому сверьтесь с ними, собирая информацию о специалисте, который будет вести группу, и о его методах работы:
При использовании возможностей семейных расстановок в рамках системной терапии должны, с точки зрения Правления, соблюдаться следующие условия:

• семейные расстановки могут использоваться как один из методов системной терапии, если сохраняются базовые системные принципы, например
- нейтральность и допустимость всего относительно личностей и идей,
- терапевтический постулат о первичности права выбора клиента,
- осознание терапевтом, что клиентка или клиент и специалист или специалистка добиваются одних целей, и терапевт имеет право только на создание хороших условий для новых возможностей решения проблемы,
- если высказывание «Заместителя» или терапевта предлагаются только как гипотеза, а когда клиент или клиентка отказываются от такой возможности, это предложение отбрасывается как ненужное в данный момент,
- и если семейные расстановки предлагаются в длинном процессе системной терапии или консультирования являются только составной частью терапевтического/ консультационного процесса.

Семейные расстановки в системном контексте могут проводиться только терапевтами/консультантами, которые получили подтвержденное углубленное дополнительное образование в области системной терапии/консультирования и имеют солидный практический опыт в терапии/консультировании.

• Семейные расстановки в больших группах с целью произвести эффект на публику отвергаются как неэтичные.

• Не Берт Хеллингер как нормоустанавливающий гуру, а широкий научный дискурс специалистов внутри системной терапии и консультирования определяет методику семейных расстановок и развивает ее в дальнейшем так, чтобы не возникало противоречий с базовыми допущениями системного подхода.

• Ведущие представители системных расстановок не только принимают ответственность за их собственный методический подход, но и указывают на неэтичное и безответственное поведение других расстановщиков, а также обеспечивают гарантию качества при помощи глубокого дополнительного образования и практических аттестаций.


Обратите внимание на выделенный мною тезис. В нём сказано, что расстановки могут проводиться только специалистами, которые получили "углубленное дополнительное образование" в области системной терапии/консультирования. Насколько я понимаю, дополнительным оно является к базовому психологическому образованию, которое подразумевает такие курсы как "Общая физиология", "Анатомия", "Клиническая психология", "Физиология головного мозга" (они читались в том институте, где я преподавала). К сожалению, некоторые расстановщики не имеют базового психологического образования, а некоторые и вовсе получают сертификаты по окончании каких-то скороспелых курсов. Всё это следует выяснить прежде, чем вы присоединитесь к группе. Иначе последствия для кого-то могут оказаться вот такими (рассказ о том, как человек впал в психотическое состояние с суицидальными намерениями).

Ну и на закуску - обещанный ролик (унесен отсюда). Расстановка называется "Проблема отношений с бывшим мужем". Что протагонистка уливается слезами, и заместительница рыдает взахлёб - это ещё ничего; сильные эмоциональные всплески на группах бывают. Екатерина Михайлова, психодраматистка, в терапевтической добросовестности мало кто усомнится, описывает вещи и пострашней. Но такие состояния для сторонних глаз абсолютно не предназначены. Действо не зафиксировано до конца - съемки кончаются на суровой фразе Берта, произносимой над распростёртым на полу телом протагонистки. Как она выходила из этого состояния, остаётся только гадать. И как ей жить с этим дальше, мне как-то не очень понятно.

В Огнелисе этот ролик у меня иногда "галлюцинирует" и зависает. Но в ИЕ показывает нормально.


Видео Берт Хеллингер, проблема - отношения с бывшим мужем


Ссылки приветствуются. Не обязательно на этот мой пост - можно непосредственно на сайт Елены Веселаго и на страницы форума "Открытое сознание". Пусть люди, которые захотят разобраться в том, что же такое расстановки по Хеллингеру и где можно найти материалы о них, не тратят время на поиски. За них это уже сделали Елена Веселаго, авторы форума "Открытое сознание" и я. Пользуйтесь!

...Также приветствуются дополнения, замечания по тексту и исправление неточностей!



This entry was originally posted at http://maria-gorynceva.dreamwidth.org/31907.html. Please comment there using OpenID.
Tags: безопасность, поберегись!, психология, психоложество, пути в незнаемое, ссылки, человек
Subscribe

  • (no subject)

    А вы хотите узнать степень своего воздействия на умы? Тогда вам сюда: https://www.livejournal.com/2020 Я вот волную чувства читателей. Писала в…

  • Вопрос об оформлении

    Товарищи, я одна не вижу фона в своём ЖЖ? Были лимончики, я решила заменить их на свечечки. Захожу - а фон белый. SRWare Iron лимончики показывал. В…

  • Кто были на старом дизайне ЖЖ

    Дамы и господа, мне одной насильственно поменяли дизайн на новый? Никто не знает, как отыграть назад? Апдейт: неужели запрос в саппорт сработал?! Я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • (no subject)

    А вы хотите узнать степень своего воздействия на умы? Тогда вам сюда: https://www.livejournal.com/2020 Я вот волную чувства читателей. Писала в…

  • Вопрос об оформлении

    Товарищи, я одна не вижу фона в своём ЖЖ? Были лимончики, я решила заменить их на свечечки. Захожу - а фон белый. SRWare Iron лимончики показывал. В…

  • Кто были на старом дизайне ЖЖ

    Дамы и господа, мне одной насильственно поменяли дизайн на новый? Никто не знает, как отыграть назад? Апдейт: неужели запрос в саппорт сработал?! Я…