Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

О Петре и Февронии Муромских и о русских, у которых секса нет.

У русских секса не было. Собственно говоря, и сейчас, как мне видится, тоже нет.

Нет, не надо мне напоминать о том, что в том знаменитом телемосте Познер-Донахью у не менее знаменитой реплики "в Советском Союзе секса нет" снесли хвост - дама, оказывается, говорила, что секса нет на телевидении. Но парадоксальным образом она оказалась права - и правы те, кто, руководствуясь своими туманными фрейдистскими импульсами, фразу урезали.

Думаю, ими руководило не индивидуальное, но народное, коллективное бессознательное.

Ибо сознание говорит, что кабы не телесное влечение, то никто из нас тут бы клавиатуру не терзал - наши предки (о, сколько поколений предков!) не стали бы производить на свет детей. Просто не смогли бы. Особенно мужчины. Женщины, стиснув зубы, могут и перетерпеть, если уж муж совсем постыл.

А вот в поле народно-христианской культуры материально-телесный низ и его функции включались очень дозированно. Можно даже сказать, что пренебрежимо мало. Секс выносился на культурную периферию, ибо пробуждает в человеке животное начало, и вместо того, чтобы стремиться и возноситься к Богу, человек начинает скотствовать. Единственно, когда "ложе непорочно" - это когда "брак чист". Супружеский секс был санкционирован Церковью, но подразумевалось, что это сугубо по апостольскому завету: "Лепей женитися, нежели разжизатися" (1Кор.7:9).

На протяжении всего древнерусского периода всё телесно-низовое в словесности было отдано на откуп фольклору - в том числе, скоморошьему. Любопытно, что Ролан Быков, сыгравший скомороха у Тарковского в "Страстях по Андрею", по его собственному признанию, не знал ни одного текста скоморошины. Он сочинил его на ходу, в процессе съёмок, и то, что он там скороговорочкой бормочет, страшно похоже по содержанию на знаменитую скоморошину "А стать почитать, стать сказывать", записанную Киршей Даниловым (непристойную настолько, что даже в академическом издании не решились все слова писать полностью - так и остался текст с купюрами). Видимо, Быкову тоже народное бессознательное подсказало, хотя он и был... э-э, не совсем русский.

Секс и "божественное" были несовместимы в парадигме русской народной культуры. Так, занимаясь этим, полагалось поворачивать к стенке или занавешивать шторками образа (думаете, почему в деревнях на божничках, как правило, шторки висят, особенно у старообрядцев? Чтобы "боги" или "бог" - так называли в народе иконы - на непотребство животное не смотрели). В банях обнажались, и баня считалась вполне правильным и санкционированным местом для супружеских соитий. Там никогда не было икон, поэтому можно было телесно радоваться изо всех сил.

Насколько мне известно, крестьянская и казачья культуры подразумевали, что супруги могут и должны совокупляться и плодить детей, коли Бог даёт, до тех пор, пока хочется и можется. А вот литературный идеал Древней Руси был иным. Иулиания Осорьина ("Повесть о Юлиании Осорьиной"), будучи женщиной ещё явно не старой, уговорила мужа прекратить жить супружеской жизнью и, поскольку муж не отпускал её в монастырь, принялась жить, по сути, монахиней в миру, старательно умерщвляя свою плоть (носила в сапогах ореховые скорлупки, спала на наколотых чурочках и т.п.). Этот древнерусский идеал - предаваться телесным радостям некоторое время, чтобы произвести детей, а потом отказаться от супружеского общения и начать "думать о душе", в несколько заострённой даже форме был принят старообрядцами.

У некоторых согласий - таких как филипповцы, федосеевцы (и их "филимоновская" ветвь), поморцы - молиться "соборне", с "собором крестом мешаться" могут только супруги, прекратившие половую жизнь. Те же, кто её продолжают, считаются "полумИрскими" - то есть чем-то средним между "мирскими", которые, как известно, "поганы", т.е. сакрально нечисты, и настоящими старообрядцами, "вошедшими в собор".

Информантка: Пока живут муж с женой, християнскими быть не могут.
Собирательница: Почему?
Инф.: Блуд творят! Смешение делают! Дома молитесь, сколь хотите, а в собрании нельзя!
Шарангский р-н, Матрёна Фёдорова, ок. 1930 г. р., федосеевское согл, “филимоновская” ветвь. Запись 22.07.1997 Новиковой Л. Н., Савельевой О. А.

(Взойду ли я на гору высокую, увижу ли я бездну глубокую… Старообрядческий фольклор Нижегородской обл. / Сост. и коммент. О.А. Савельевой и Л.Н. Новиковой. – Новосибирск - Изд-во СО РАН, филиал ГЕО - 2001. - VI, №14, с.163)

Это вполне объяснимо, т.к. "блуду" всё равно приходилось предаваться, чтобы жить и рождать детей, но, поскольку у старообрядцев-беспоповцев не было священников, то свои браки они именно так и рассматривали - как уступку телесности, не освящённую истинной Церковью.

При этом сексуальные отношения считалось сами по себе настолько оскверняющими, что иногда, по большому счёту, не имело значения, к какой вере (в рамках по-разному понимаемого православия) принадлежал партнёр. У Мельникова-Печерского есть эпизод, который он приводит как пример ханжества скитских жительниц; он и вправду выглядит как анекдот. "Так, один православный, имеющий в ските любовницу, рассказывал, что, проводя ночь в её светлице, он пил воду из стоявшей подле постели кружки. Захотелось пить и любовнице его, но когда он подал ей недопитую кружку, она, оттолкнув его, сказала: "С ума ты никак сошёл, разве я буду пить из одной посуды с табашником!" (Мельников П.И. Отчёт о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии за 1854 г. // Действия Нижегородской губернской учёной архивной комиссии. - Нижний Новгород, 1911. - Т.9. Ч.2. - С. 148, сн.4). Однако питьё воды - действие "чистое", и "поганство" иноверного партнёра может его осквернить. А вот секс по определению грязен - так не всё ли равно, с кем (в плане веры), скверна неизбежна.

Это одна крайность. Есть и другая.

У нас сейчас на форуме обсуждают день Петра и Февронии как альтернативу Дню св. Валентина. В Новосибирске на будущий год собираются установить памятник этой святой княжеской чете. Однако вне древнерусской культурной парадигмы, вне понимания особенностей народно-христианской культуры, идея воспринимается с немалым трудом. У людей, не знакомых с принципом написания произведений русской средневековой литературы, возникает масса вопросов, касающихся противоречий в обрисовке характеров князя Петра Муромского и премудрой девы Февронии. Он пытался обмануть девушку, она его перехитрила и, по сути, заставила жениться на себе. Попробуй объяснить, что такое принцип компиляции и контаминации сюжетов, а также непривычные для нас принципы психологической мотивировки поступков героев! Но это ладно - в конце концов, на протяжении супружеской жизни князь и княгиня доказывают свою преданность друг другу. Вот только современному неподготовленному читателю очень трудно понять, зачем телам оказываться после смерти в одном гробу? Не лучше ли, как в западноевропейских литературах, переплестись каким-нибудь розовым кустам, шиповникам-терновникам или жимолости на могилах? Не лучше - потому что во всём, что касается телесной жизни Петра и Февронии в супружестве, предполагаемый автор повести, Ермолай-Еразм, был настолько целомудрен, что не коснулся этого предмета даже намёком. Зато когда князь умирает в одном монастыре, княгиня в другом должна уйти вместе с ним - они даже умереть порознь не могут, хотя княгиню ещё держат земные дела. И когда уже ничего не возможно, автор позволяет себе помянуть телесное единение супругов - в могиле, когда над телом полностью торжествует дух.

Так же по разным монастырям умирают у Томаса Мэлори король Артур и королева Гвиневера. Но к королеве до этого является постаревший Ланселот, топчется у ворот монастыря, просит передать ей (уже монахине), что хочет просто проститься - и та отказывается выйти к нему. Когда я читала "Плачевнейшую повесть о смерти Артура Бескорыстного" в пятнадцать лет, я действительно плакала над этой душераздирающей сценой.

Когда мне было уже за сорок, я иногда боялась не досказать детям на лекции сюжет "Петра и Февронии" - так опасно щипало в носу и сжималось горло. Потому что это нота такой пронзительной высоты и чистоты, что трудно постигается умом, и ещё труднее поверить в свою совместимость с нею. Самое главное осталось нескАзанным вслух, как "умная" молитва.

"Тайна сия велика есть".
И это всё время в нас. Говорю так уверенно, потому что я тоже русский человек. И у меня тоже бессознательное. Индивидуальное. И коллективное. Народное. И вечно шепчет.

Сцылки очень вдохновляют на писанину.

Tags: Любовь Половая, литература, русские, старообрядцы, тело, фольклор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →