Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

"Така хороша девка - а в штанах!"

По-мо-лимся, братие и сестры, чтобы кабан забрухал моего любимого провайдера!!!

Вместо эпиграфа: когда мне было года два-три, я испытывала острое неудобство на речке, куда ходила с бабушкой и её знакомыми. Там в желтейшем чистеньком песочке возились дети, мои ровесники... Только вот кто был мальчик, а кто девочка? Волосы всегда были прикрыты панамками, ни платьиц, ни штанишек, ни даже трусиков, по которым можно было опознать пол, на них не было. Приходилось спрашивать: "Ты мальчик или девочка?" Много лет спустя я узнала, что идентификация пола по одежде, а не по самым верным внешним знакам, присуща если не всем, то очень многим маленьким детям. По крайней мере тем, которые принадлежат к цивилизации европейского типа.

В комментарии к предыдущему посту мы уже начали разговор о женщинах в штанах. Конечно, существует на свете немалое число культур, в которых женщины в силу тех или иных причин носят штаны - постоянно или для особых случаев. Народы Севера и Сибири (холодно, гнус ест, плюс специфика хозяйственной деятельности), все представители исламских культур, Китай, Япония, некоторые племена Индии - кто там ещё? Удивительно не то, что носят - поражает, почему ВСЕ народы, носящие одежду, не включили в свои комплексы штаны для женщин как предмет безусловно практичнейший. Ни в одной серьёзной этнографической работе я не встречала внятного ПРАКТИЧЕСКОГО довода против штанов. Неудобно на беременный живот штаны натягивать? А юбку удобно? Панёву, плахту, сари, которое всё равно за нижнюю юбку подтыкается? А арабские женщины как в штанах всю свою историю детей вынашивали? Значит, беременный живот - не довод. В подол удобно что-то насыпать? Ну, так имея штаны под длинной рубахой (мусульманские платья - это, строго говоря, не платья, а длинные рубахи; по крайней мере, генезис их таков) ещё проще и безопасней подол задирать, чтобы яблоки собранные домой нести. Тоже не довод. Длинная юбка - страшно неудобная одежда; конечно, ко всему привыкнуть можно, и многие из нас довольно легко носят юбки едва не в пол, подтыкаясь, когда необходимо, подхватывая фалды или хвост, когда надо, чтобы не наступили или не тащилось по грязному - и всё же штаны облегчают жизнь несказанно, а для полных женщин так и вообще спасение, поскольку грамотно подобранные брюки делают фигуру оптически стройнее.

Однако сакральные корни запрета на штаны для женщин понятны: в тех культурах, где штаны считались сугубо мужским атрибутом, а юбка (платье, сарафан) - как женский, смена одежды на одежду противоположного пола рассматривалась как половая травестия. Иными словами, почти как в моём детстве: если на тебе штаны, ты мальчик. Если платье - девочка. И неважно, какие более весомые признаки сообщают нам, что это далеко не так. Смена одежды означала смену пола. Древние евреи, которые, как уверял тов. Мнацаканов, штанов не носили (я именно про мужчин), тем не менее, исчерпывающе сформулировали этот принцип отказа от переодевания в одежду, не предназначенную для твоего пола: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Второзак., 22:5).

Печальная история Жанны д'Арк всем известна. Среди прочего, ей вменяли в вину как раз ношение мужской одежды - т.е. половую травестию. И было это, как неодобрительно сказала бы матушка Тавифа, "не грех, но прямая ересь". Не будучи специалистом в данной области, не могу утверждать категорически, но подозреваю, тем не менее, что запрет на такого рода смену одежды существовал у народов Европы ещё задолго до появления христианства. Предположить это можно по тому, что подобные запреты есть даже у тех "отсталых" народов, у которых не одежда, а так, симулякр сплошной. Но не годится женщине носить мужских оберегов, повязывать шнурочки вокруг талии и запястий по-мужски, нельзя плести юбочку из луба таким плетением, какое полагается для мужчин и уж тем паче незачем даже трогать фаллокрипт - куда ей его цеплять-то? Травестийное переодевание допускается в сакрально значимые моменты - например, во время праздничных представлений, которые имеются даже у очень архаичных культур, но вне этого сакрального времени - ни-ни!

Что касается России, да и вообще восточнославянского региона, то, судя по записям этнографов, праздничное (святочное, например) ряженье носило несколько асимметричный характер: парням и мужчинам можно было переодеваться в женское, а вот женщинам в штаны... Видимо, дело было в том, что мужчина под женским подолом всё равно имел портки, а вот девушка или женщина не могла надеть мужской костюм, который бы рассматривался именно как мужской, не избавившись от подола. Более того, если мусульманкам надо непременно показывать, что на них есть шальварчики, поэтому желательно, чтобы штанинки хоть на сантиметр виднелись из-под подола, то на порядочной христианке не должно быть даже трусиков, не говоря уж о более длинных панталончиках. Мало ли, что никому не видно, есть они, или нет! А Бог? Бог-то не Микишка - Бог всё видит.

Конечно, человеческая мораль эластична, как выражаются англичане, и здравый смысл во человецех всё-таки существует. Френды, занимающиеся историей костюма, подтвердят, что в Европе, начиная со Средних веков, знатные дамы, ездившие верхом, поддевали под юбку что-то типа рейтуз, эдакие кальсончики, чтоб не было конфуза при падении с лошади или, не дай бог, если нога застрянет в стремени. Но вне седла они также не носили исподнего снизу, как можно заключить из чтения некоторых средневековых и раннеренессансных памятников литературы. В штанишках на охоту лихо скакали, кстати, и китайские дамы эпохи Тан (618 — 907 гг.), в остальное время носившие юбки. Никто им ног тогда не бинтовал, поэтому они очень даже охотно отдавали дань верховой езде (вот, может, потому, что с женщинами не обращались по-свински, хотя б со знатными, и век был золотой?).

А вот женщины из народа в европейских странах штанов избегали, наворачивая на себя побольше нижних юбок для приличия и тепла. Однако Европа быстрей пришла к необходимости для женщин прикрываться снизу. На Руси же и боярыни, и самые бедные крестьянки одинаково избегали поддевать портки под свои одежды. Когда Пётр Первый вводил свои бытовые реформы, "немецко платье", среди прочего, вызывало протест потому, что под робронами дамам полагалось носить панталоны. Сохранился старообрядческий полемический стих, высмеивающий это нововведение среди прочих. Однако очень скоро знать, а за ними и образованное купечество, стали признавать право женщин носить сей еретический предмет туалета. Что же касается народа, то народ безмолвствовал и упорно под сарафанами и панёвами штанов не носил, причём упорствовали в своих заблуждениях не только старообрядцы и далеко не только в XVIII веке: "В деревне лежали на земле возле порогов веретья с ворохами картошек. На веретьях сидели, работая, бабы и девки, закутанные в пеньковые шали, в рваных куртках, в разбитых валенках, с посиневшими лицами и руками, - он с ужасом думал: а под подолами у них совсем голые ноги!" (И.А. Бунин, "Таня") Ясно, что не о ногах подумал главный герой, а о неудобоназываемых местах, поскольку шерстяные чулки бабы могли надеть, а вот чего-то другое - нет.

Во время войны, когда бабушка с детьми была в эвакуации, в Самарканде, мою маму в школе, в первом или во втором классе подвергли дознанию. Как-то раз на перемене её затащили в туалет девчонки-узбечки, окружили и что-то залопотали по-узбекски, явно чего-то от неё требуя. Она не понимала - тогда её зажали в угол и стали задирать на ней юбочку. Матушка, естественно, воспротивилась. Девчонки упорствовали и всё время спрашивали: "Труски есть? Труски есть?" Наконец одной из них удалось заголить на русской девочке подол и представить на обозрение молодой узбекской общественности её трусики. Узбечки тут же успокоились и стали расходиться, а одна из них, как-то умевшая объясняться по-русски, сказала, что они-де поспорили: русские девочки, мол, такие бесстыжие, что под своими короткими юбками, из-под которых они сверкают голыми ногами, даже трусов не носят. А оказывается, носят. Так матушка спасла честь нации. Однако девочки не были неправы: им надо было на эту тему общаться не со сверстницей из образованной городской семьи, а со старшей женщиной деревенского происхождения. Не исключено, что нашли бы такую, у которой "труски нет".

Кстати, чешская исследовательница Гана Прейнгальтерова свидетельствовала, что ещё в конце 70-х годов её бенгальские сокурсницы (она училась в котором-то университете в Западной Бенгалии) не носили под сари ничего снизу. После стирки они развешивали гирлянды лифчиков, а вот трусы на верёвках были только ганины. "Зачем это тебе?" - удивлялись девушки, показывая на трусики. Вероятно, во время критических дней они обходились либо нижними юбками, либо специальными гигиеническими поясами - об этом Прейнгальтерова не пишет.

Как я уже писала, для старообрядцев даже ношение трусов под юбкой есть уже недопустимая вольность и путь к ереси. Впрочем, крестьянский здравый смысл был им всё-таки в высшей степени присущ. Вера верою, а застудиться и помереть никто не хотел. Поэтому, например, в на Алтае старообрядки носили зимою меховые штаны-чембары, отправляясь куда-нибудь в дорогу. В чембары можно было заправить шубу. Получался такой меховой комбинезон, куда не поддувало и не набивался снег. Это называлось "подчембариться". (См. об этом труды Е.Ф. Фурсовой - прекрасного новосибирского этнографа, подробнейше описавшей одежду старообрядцев Алтая). В Сибири, на Алтае, на Дальнем Востоке нередко приходилось передвигаться по тайге верхом. Естественно, что женщины надевали под сарафан холщёвые шаровары, которые, помимо прочего, ещё защищали ноги от гнуса. Я своими глазами видела в 1988 г. в Хабаровском крае женщин в таких холщёвых шароварах на покосе. Деревня стояла глубоко в тайге, гнус был свиреп настолько, что даже коровы там превратились в ночных животных и паслись ночами - днём было невозможно из-за полчищ насекомых. У меня, честно носившей чулочки в резиночку и всё-таки еретический предмет туалета, ноги между чулками и кромкой трусиков были зверски изъедены мошкой.

Однако вне ситуаций, когда ношение штанов диктуется практической необходимостью, отношение к дамам, надевшим мужской атрибут, резко отрицательное. Более того, ношение женщинами брюк, а то и шортиков, рассматривается как признак "последнего времени", преддверия апокалипсиса.

Информантка: Бывал-от глядишь: девка идёт — какА хорОша, а в штанах!
Собирательница: А почему нельзя женщинам ходить в штанах?
Инф.: Дак оно ведь непристатно! Бог мужику дал, а нам не дал.

Богородский р-н, Клавдия Михайлова, ок. 1907 г. р., спасовское согл., “малый начал”. Запись 20. 06. 1993 Савельевой О.А. , Точилиной Л.Н.

(Взойду ли я на гору высокую, увижу ли я бездну глубокую… Старообрядческий фольклор Нижегородской обл. / Сост. и коммент. О.А. Савельевой и Л.Н. Новиковой. – Новосибирск - Изд-во СО РАН, филиал ГЕО - 2001. - VI, №42, с.171)

К этому ещё один текст, который, к моему огорчению, мы не включили в книгу, а между тем, он был произнесён старообрядкой-поморкой в контексте с филиппики о последних временах: "Нынче девки в трусиках по воду ходить стали. Идёт такая, в трусиках, груди-ти гОлы, из притки-ту [сигареты - МГ] дым валИт..." (конец цитаты; запись 1991 г., р.п. Ковернино, Нижегородской обл.)

Вот раньше: женщины и штанов не надевали, только чего там … сарафан да рубашка. А подойди к ней мужик ли, молодец — ни-ни, она себя соблюдала. А щас хоть и штаны носят — так и штаны сымут… (Примечание: нарушение бережного отношения к женщине информант рассматривает как самый характерный признак наступления последнего времени.)

Шахунский р-н, Михаил Филиппов, 1927 г. р., филипповское согл. Запись 07.1997 Клочковой Е.С., Новиковой Л.Н.


(Там же, VI, № 10, с.162).


Итак, если мусульмане считают, что демонстративное ношение женщиной штанов является знаком её добронравия и служит защитой от поползновений мужчин, то русская христианская традиция в старообрядческой версии считает штаны на женщине фактором, развращающим оба пола и демонстрирующим власть Антихриста на земле.

УПД: Прочитать про апокалипсис в одежде можно здесь: http://www.familyhappy.ru/cloth.htm . Интересно, это которой религии сайт?

Tags: женщина, история костюма, старообрядцы, этнография
Subscribe

  • (no subject)

    Настроение препоганое, писать ни о чём не хочется. Могу наговорить хорошим людям много лишнего. Работаю над раскладами. Последние два дня…

  • (no subject)

    Совершенно бессмысленно теперь задавать кошке вопрос: "А кто у нас жирный?" Потому что ответ на него непререкаемо однозначен. Large Visitor Map

  • (no subject)

    Вчера написала большой пост со ссылками о моих впечатлениях о просмотре записи метовской "Аиды", сделала отложенную публикацию. А рано утром,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Настроение препоганое, писать ни о чём не хочется. Могу наговорить хорошим людям много лишнего. Работаю над раскладами. Последние два дня…

  • (no subject)

    Совершенно бессмысленно теперь задавать кошке вопрос: "А кто у нас жирный?" Потому что ответ на него непререкаемо однозначен. Large Visitor Map

  • (no subject)

    Вчера написала большой пост со ссылками о моих впечатлениях о просмотре записи метовской "Аиды", сделала отложенную публикацию. А рано утром,…