Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Category:

Я тоскую. Методологические страдания. Я скоро возненавижу гендерщиков.

Размышляла вчера о работах ММ, по поводу схемы "мужчина-верх-свет-жизнь" (сюда можно добавить "разум-воля-определённость-сила"), "женщина-низ-тьма-смерть" ("эмоциональность-безволие-расплывчатость (в т.ч. элюзивность)-слабость").

Одна из читательниц задала исследовательнице вопрос: откуда взялась такая схема и откуда известно, что она всегда оставалась таковой? Ответ мне показался неубедительным:
"парадигматические параллели женщина\смерть\низ, мужчина\жизнь\верх" - имманентны традиционным патриархальным структурам, на этой оппозиции построена практически вся мифология и ритуалистика.

Вся?
Но как быть тогда со всеми астральными богинями Древнего мира? С тем, что имя (точнее, замена табуированного имени, что характерно для сущностей высшей степени сакральности) шумерской богини Инанны, возможно (как полагает С. Кремер) означает "Госпожа неба"? С тем, что божество, которое в некоторых версиях мифа рассматривается как её отец, Энки (у аккадцев Эа) обитает в океане, в пучине Абзу, выступавшей, судя по сохранившимся текстам, как источник творческого хаоса? Что именно Инанна похищает у Энки и приносит на землю мэ, нечто, имевшее очень много значений, однако все они объединялись понятием структуры, закона - или сознательного их разрушения?  Как быть с тем, что в Древнем Египте Нут, небо, было откровенно женского рода, а Геб, земля, мужского? С тем, что само небо-Уран было порождено Геей, согласно Гесиоду? (Михаил Евзлин по этому поводу заметил, что, строго говоря, ВСЕ боги хтоничны, если прослеживать их генеалогию.) С тем, что сезонные выходы Персефоны на землю  возвращают жизнь растительности? С образом Зевса-Хтония? С хтоническими мужскими божествами? С тем, что высшая в иерархии японских богов - солярная богиня Аматэрасу? ( Да,  она скрывается в пещере. Но её оттуда выманивает Удзумэ, как Баубо "выманивает" смех Деметры. В конце концов, Зевс тоже был временно обездвижен Тифоном и приобрёл хтонические признаки - отсутствие поджилок.) Кстати, боги, отвечающие за светила "меняют пол" даже в пределах одной культуры. В русских народных сказках фигурирует Солнце как мужчина, но бывает и Солнечная дева (кажется, её предпоичтает болгарский фольклор). Луна и Месяц соответствуют своему грамматическому роду. Ну, а в знаменитом хаттском заклинании грозы бог-громовник перепугался до смерти, увидев, как лунное божество (мужского пола, судя по всему) грохнулось на базарную площадь. Мужество и кураж возвращала ему богиня Камрусепа, она же Хабантали.  

И вообще, в мифологических представлениях о мире всегда есть некий уровень, на котором напряжение оппозиции снимается. Пример? Да классический - чердак с насыпанным земляным полом в традиционных русских представлениях (см. Альберта Кашфулловича Байбурина). Когда у древних славян (уж не знаю, у всех ли групп и племён) дома строились без настеленного потолка, "небо" микрокосма дома обозначалось стропилами и самой крышей, это был верх в смысле саркальном. После того, как появились закрытые пространства между крышей и настеленным потолком, куда для тепла насыпали землю, оно стало как бы редупликацией космического "низа" дома: на чердаке, так же, как и в подполе, мог водиться домовой, там не вешали икон и туда стаскивали ненужные, "мёртвые" вещи. Собственно, как я понимаю, представление о "верхе" и "низе" было не только и не столько пространственным, сколько ценностным. Раз помещение нежилое - стало быть, с ценностной точки зрения - "низ". 

А уж у тех же старообрядцев ценностные представления о роли женщин могут существенно отличаться от тех, к которым мы привыкаем в иной среде ("Вера бабой держится", указывал Мельников-Печерский, и был прав - они именно та ки думают. А вера у них - самый главный инструмент самоидентификации).

А ещё наряду с бинарными структурами в мифологических картинах мира то и дело возникают тернарные членения... 

Это всё гендерщики из Будапешта виноваты, что наш (или из соседних республик) исследователь хоть тресни, но напиши об угнетении женщин... Я не апологет угрюмой патриархальщины, но, по-моему, будапештские крикуны слышать не хотят, что патриархальные культуры могут существенно разниться. И не всегда всё так плохо.
А вот что плохо - так это прокрустово ложе априорных схем... Будапешт этим отчаянно страдает и заставляет через систему грантов маяться этой фигнёй и нас. Это именно то, о чём писала Ревекка Марковна Фрумкина в одной из своих статей.
Tags: феминизм, френды, этнография
Subscribe

  • (no subject)

    А вы хотите узнать степень своего воздействия на умы? Тогда вам сюда: https://www.livejournal.com/2020 Я вот волную чувства читателей. Писала в…

  • (no subject)

    Первые письма по акции ушли, номера всем присвоены, набор окончен. Номерам 16 и 17 опять забыла написать, чтобы сообщили дату рождения. Надеюсь,…

  • Вопрос об оформлении

    Товарищи, я одна не вижу фона в своём ЖЖ? Были лимончики, я решила заменить их на свечечки. Захожу - а фон белый. SRWare Iron лимончики показывал. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments