А ведь славяне, наши родненькие, "отжигают" ещё почище, хоть и не так ярко, на первый взгляд:
Що ж до традиційної культури, то серед гуралів Сіленезії був зафіксований такий звичай: „Як тільки баба народить, вона стає порожньою, не має душі, бо її душу забрала дитина. Тоді треба зварити їй курку або голуба і дати їй з’їсти” [цит. За: Виноградова 2000:90]. Хоч в Україні не зафіксовано подібних пояснень, однак жінці після пологів приносили печену курку або курячий бульйон; існує також уявлення, що після пологів у жінки „нема душі” [Казимир 1907: 208], що вона напівмертва, стоїть одною ногою на цьому, а другою на тому світі, що її могила відкрита до 40 днів тощо. Тому принесена для породіллі курка цілком може означати «поновлення» втраченої душі.
Украинский текст всем понятен? Гурали - это "польские горцы", этнографическая группа. Тут имеются в виду силезские гурали (опечатка в тексте статьи). Смысл сообщения: у роженицы нет души, так как её душа вместилась в младенчика, он забрал её душу, родившись. И женщина становится "порожней", т.е. не только утроба её опрастывается, но и душа её покидает! Помню, на форуме у Алана По зарубежные коллеги спорили до хрипоты, чтО этот термин - "порожняя" - означает. Ну, а скушала ритуальную курочку - душа-то и вселилась обратно в эту полупокойницу (в течение сорока дней).
Ритуальную курицу для роженицы и у русских отмечал ещё Д. К. Зеленин. Про белорусов информации у меня нет - но, думаю, и там она была, особенно в пограничных с Россией и Украиной областях..
Понятно теперь, почему женщин "безмозглыми курицами" называют? Вы кушайте, кушайте курочку-то, не стесняйтесь. Куриный бульон очень укрепляет здоровье...
Это я "по насердке" френдицы
http://abyss111.livejournal.com/2690.html
http://abyss111.livejournal.com/
Ник у неё хороший - видимо, взят в связи с тематикой исследований. Абзу (Апсу), Амам(а)т, Тиамат...
КСТАТИ: раньше я полагала, что поедание курицы и иные "птичьи" ритуальные трапезы связаны с приобщением к телу божественного предка и восходит ещё к тотемистическим воззрениям. Однако, по большому счёту, поедание божественной плоти не есть ли получение "маны" поедаемого, т.е. его жизненной силы, его "души" (об этом ведь ещё блаженной памяти Фрезер писал). Поэтому, наверное, сказанное Марией не противоречит сказанному Фрезером, а дополняет его.
Так что, съедая облатку, получаю ли я частицу души Христа?