Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

Только мне не пишется...

...На душе как-то не светло, а на улице ещё и холодно.

Днём сегодня немного пригрело, но ночью - опять холодища. Где ж эти летние ночи?! "Яка чудова майска нiч" - это уж точно не про Сибирь, забодай её комар. И, кстати, скоро забодает - едва станет потеплее, и всякие мелкие прудики-лывочки прогреются, чтобы комарьё могло спокойно размножиться. Кассирша в магазине, ловко поймавшая на лету комара, на которого я ей указала, жаловалась, что они уже одолевают. Вряд ли они летят от того болотца, где мы спасали лягушек - скорее всего, роятся где-нибудь в магазинном подвале, где им тепло и сыро. А впрочем... Где-то у того болотца тёплая труба проходит, так что не исключено, что мелководье там с подогревом.

Вчера, желая накормить Попугая свининой в сахаре по-китайски, достала муку для панировки - и с горечью убедилась в правоте моей нижегородской подруги. Ведь предупреждала меня Любочка по телефону: не затаривайся мукой и крупами, у тебя всё это сожрут иранские жуки-притворяшки. Не знаю, иранские ли жучки вчера сидели в муке, или отечественные, но они таки там сидели.

В такую погоду следует по-жучиному впадать в анабиоз. Или залезать греться в пакет с сытной мукой.

А мне надо озарить мир шедевром на тему ЕГЭ. Боже, что тут можно сказать? Ведь это явление сакрализуется и стронниками, и противниками. Только сторонники восклицают: даймон! А противники вопят в тоске сердечной: демон!

Моя мама жестоко обижается, что всех вузовских преподавателей подозревают во взяточничестве. "Выходит, к нам поголовно применяют презумпцию виновности!" - сетует она. Бедная мама - да ей бы никто никогда не предложил взятку. Не потому, что она такая никчёмная, а потому, что грамотный взяткодатель сначала справки наводит. И ему бы тогда объяснили, что Н.А. известна такой принципиальностью, что совать ей барашка в бумажке, пожалуй, опасно для жизни. Вот потому, наверное, экспериментировать никто и не пытался. Да и вообще, когда я училась, взяточничество у нас не было принято. По крайней мере, если что-то и было, то настолько прикровенно и не на уровне рядовых преподавателей и профессуры, что до нас воолны не докатывались. А вот моя однокурсница, родившаяся с моей матушкой в один день, только в 60-м году, и работающая в школе, готова едва ли не всех, кто работает в вузах считать взяточниками - "при всём уважении к твоей маме, Оля". То есть редкие птицы старой гвардии, наподобие моей мамы - это так, исключения. А университеты и институты, по её мнению, битком набиты блатными.

Кто прав? Насколько коррумпированы наши вузы? Не знаю. И не уверена, что та статистика, которую можно найти в открытом доступе, отражает реальное положение вещей.

Далее. Тестовая система сама по себе ни хороша, ни плоха. Одно могу сказать по своему преподавательскому опыту - её необходимо сочетать с другими формами контроля, не игнорируя устных экзаменов никоим образом, даже у самых махровых технарей. Почему? Потому что специалист - любого профиля - обязан уметь ГОВОРИТЬ. Не обязательно витийствовать. Но говорить по теме. Внятно излагая свои мысли. Обнаруживая в речи навыки владения риторикой и логикой. Ну, или хотя бы логикой. А что, скажете, инженеру не нужно чётко донести до рабочего задачу? неважно, если каждое второе слово будет русским народным - если не будет умения донести до другого человека, даже самого тугодумного, свою мысль, ничего не получится.

Конечно, хорошо, когда детям не надо сдавать сначала выпускной экзамен, а потом вступительный. Однако то, что дети лишаются устных экзаменов совсем, на мой взгляд, очень и очень худо.

Та учительница, которая поёт восторженную осанну ЕГЭ - мол, теперь человечек обязан знать весь материал предмета, а не уповать на авось и на то, что попадётся тот единственный билет, который он выучил на отлично, - обмолвилась, что теперь она занимается репетиторством: готовит детишек к сдаче ЕГЭ. Другая учительница, мать моей приятельницы, с досадой говорит, что "мы теперь не учим детей, а натаскиваем на сдачу теста". Ну, и смысл-то какой? Хотели ведь уйти от натаскивания и порочного институт репетиторства, а пришли к ним же. Те же яйца, только в профиль.

Элемент субъективности, за избавление от которого так страстно ратует эта учительница, защищая ЕГЭ, тоже абсолютно никуда не девается. Части А и Б проверяет машинка, а вот часть С - уже люди. Отец семейства, рассказывавший мне, как его сын сдавал ЕГЭ и полагающий, что эта форма контроля заставит детишек подходить к учёбе ответственно, тут же и рассказал, что ребёнок сделал какие-то ошибки в задачах в части С, и они дважды ездили на апелляцию. А апелляция, это опять же люди, опять же субъективность. Так, мальчик записал правильный ход задачи на черновике, но в чистовике не отразил, в чистовике он где-то выдал ошибку, поэтому правильный, практически до последнего действия прорешанный черновик задачи ему не засчитали, поставили 1 балл вместо трёх. Ровно так же на апелляции когда-то "валили" и меня - не хотели принимать безблатную провинциалку в престижный институт и сделали всё, чтобы не принять. Зато психологический опыт был хороший: да, экзаменаторы субъективны - а кто вообще в жизни к нам объективно относится, кроме Господа Бога? Может, и неплохо, что детки начинают к этому приучаться?

Ну, и умение мыслить, находить ОРИГИНАЛЬНЫЕ решения - всё это, к сожалению, с помощью тестовой системы не отражается. Допустим, как утверждают наши форумские умники, крепких середнячков с помощью ЕГЭ вузы наберут. А вот авангард, будущий цвет науки и производства - выявят ли? И уж совсем-совсем абсурдно говорить о ЕГЭ применительно к творческим вузам.

А под занавес расскажу одну историю - про субъективность и протекционизм. Жила-была одна девочка. В школе училась посредственно, мама была убеждена, что ребёнок её с неба звёзд хватать никогда не будет - ну и ладно, любят детей не за это, если любят. Вступительные экзамены сдала так, что могли принять, а могли и нет. Так называемый полупроходной балл. И вот ректор собрал преподавателей и сказал, что поскольку вуз многие годы не имел возможности платить своим сотрудникам достойную зарплату и репетиторов своим детям и внукам они нанимать не могли, то эти самые дети и внуки с полупроходным баллом будут зачислены (благо, их было немного). Нехорошо? Просто ужасно. Во всяком случае, у меня вызывает чувства самые противоречивые. Однако девочка, тоже бывшая из числа "приблатнённых", начала учиться. Первый курс кое-как одолела, хотя и без провалов, на втором имела пересдачу по непрофильному предмету, а потом вдруг ка-ак понесло её по гранитам науки! Неровно понесло - то сдаёт сессию на одни пятёрки, а то научная руководительница звонит маме и грозно сетует на отсутствие у руководимой целеустремлённости и воли к победе. Однако бакалаврский диплом девочка защитила отлично, а когда защищала магистерский, именитый академик поймал в коридоре ту самую родственницу, ради которой девочку взяли учиться с полупроходным баллом, и сказал, что вот у этой студентки диплом практически на уровне кандидатской и жаль, мол, что не его тематикой она занимается. При этом он не знал про родство, так что оценка его была искренней. Теперь девочка ретивейше учится в аспирантуре, научная руководительница, дама чрезвычайно требовательная и страшная перфекционистка, ею довольна премного и считает, что девочка исключительно на своём месте.

А ведь не взяли бы такого ребёнка учиться, сдавай она ЕГЭ. Неважно она сдавала выпускные экзамены, на четвёрочки. Ну, бывают такие люди, классически русские - долго запрягают, да скоро едут. ЕГЭ же чешет всех под одну гребёнку.

И что делать - Бог весть. Лично я не знаю. А кто-то вообще знает?

Tags: дыбр, образование, размышлизмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments