Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Category:
  • Music:

Маленькая рецензия на очерки френда и комментарии. "Цыганский закон".

Лилит Михаиловна Мазикина, gipsylilya.
http://gipsylilya.livejournal.com/355998.html 
http://gipsylilya.livejournal.com/359691.html

Вчера не успела написать, но, думаю, ссылка никогда лишней не будет, а младшему товарищу, желающему зарабатывать свои котлеты отменно бойким пером, отчего ж не помочь рекламой и анализом текста?!

Пройдусь сегодня по второй части, напишу некоторые комментарии. 

Общее впечатление от очерков очень положительное. Спасибо Лиле, что написала. Самое главное, чего удаётся избежать автору - это подчёркивания исключительности культуры своего этноса и выдвижения себя как носителя единственно правильной точки зрения на предмет. Такая опасность постоянно подстерегает представителей экзотических или замкнутых культур и субкультур, когда они пишут "о своих".  Как читатель надеюсь, что в и в дальнейшем Лилит Михаиловна избежит этого. 

На самом деле, каждый народ уникален - и при этом все имеют очень много сходного, если дойти до истоков обычаев и законов. Так же как уникален каждый, читающий эти строки, но все мы ходим на двух ногах (по крайней мере, так Богом задумано), едим ртом, а не другими отверстиями тела, чувствуем боль, выражаем словами и поступками любовь, гнев, радость, можем петь (пусть даже кто-то поёт фальшиво), танцевать (хотя бы "как цыганский медведь") и хотя бы раз в сутки погружаемся в сон. Более того, все без исключения читающие этот текст, знают и понимают многабукв на русском языке!

Критик-зоил может сказать, что в экскурсах ЛМ мало сравнительного анализа - как представлений разных групп ромов, так и сопоставлений с другими культурами. Однако думаю, что не дело журналиста заниматься сравнительно-историческим анализом - его главная задача явление описать. Иногда дать оценку, но вряд ли данный случай требует каких-то оценок. Когда есть возможность сравнить, автор сравнивает. Когда чего-то не знает, честно признаётся, что не знает, тем самым увеличивая  читательский кредит доверия. 

Теперь маленькие замечания и большие сравнительно-исторические комментарии:
У всех цыган, кроме мадъярских, очень строгое отношение к поведению незамужних девушек. Девушка должна или выйти замуж невинной, или за того парня, что лишил её девственности. С этим связаны два свадебных обычая. Первый - вынос простыни. Во время свадьбы жених должен удалиться в специальное помещение и лишить невесту девственности (если семья богатая, то свадьба играется подольше, и первый, простите, половый акт происходит ночью; впрочем, не везде); затем свекровь берёт эту простынь и демонстрирует её присутствующим, может станцевать с ней. В общем, так же, как в лучших домах Европы... в Средние Века ^_^ . 
Европа и сейчас-то культурно неоднородна, а в Средние века эта неоднородность сказывалась ещё больше. Конечно, "лучшие дома", если под ними понимать знатные семьи, старались блюсти девственность дочерей-невест, ибо это был своеобразный капитал. Кроме того, чисто технически к телу знатной девушки трудно было получить доступ. А вот у низших сословий, например, у крестьян в некоторых германских землях до XIX века дожил обычай "пробного брака", когда потенциальный жених жил в доме родителей девушки, совокуплялся с ней и работал на её семью. Если мне не изменяет память (слишком муторно копать весь массив моих книг сейчас), если брак  всё же расстраивался, молодой челвоек должен был сделать девушке какой-то заметный подарок или внести определённую сумму её родителям. Но я сейчас совершенно не помню, как такие процедуры оформлялись. Кстати, даже в такой либеральной культуре как самоанская, дочь вождя обязана была хранить девственность, тогда как другие девушки могли резвиться до брака и даже спокойно беременеть - как о том свидетельствует Маргарет Мид, исследовавшая культуру Самоа в начале 30-х гг. прошлого уже века.
У славянских народов отношение к девственности невесты тоже было неоднозначным. Припоминается один из рассказов Бабеля, где свадебные "моняки" (простыни) вывешивают на крышу хаты в украинском селе. В некоторых областях России (знаю точно про Мезень) и Украины вплоть до конца XIX века девушкам допустимо и даже желательно было участвовать в ритуальных оргиях на Ивана Купала или на Троицу, когда все расползались по кустам со всеми (имеются в виду молодые люди брачного возраста). С другой стороны, полным-полно было таких мест, где за потерю девственности девушке могли "отомстить" - намазать дёгтем ворота или вовсе снять их с петель (метафора очень прозрачная и понятная). А после брачной ночи окровавленную рубаху молодой показывали гостям или каким-то иным способом демонстрировали, "честной" ли была невеста. В сущности, в большинстве областей России девушке так и полагалось выйти замуж либо невинной, либо за "обидчика".
Дефлорация невесты женихом во время свадебного пира в специальном помещении была принята и в некоторых мусульманских странах - конечно, чаще в так называемых "отсталых" слоях населения. Припоминаю свидетельства этнографов и путешественников об Ираке, Саудовской Аравии, Турции.

Таким образом, в отношении девственности цыганские обычаи и обычное право далеко не столь жёстки по сравнению с обычаями и установлениями народов, в окружении которых они жили. Вернее, подобная жёсткая архаика характерна не только для цыган. Из чего, впрочем, абсолютно не следует, что эти элементы своих обычаев и обычного права они непременно у кого-то заимствовали. 

Второй обычай: если парень лишил девственности девушку до свадьбы (смиловались они или украл он её), то свадьба играется не такая роскошная, и вместо ритуала с простынёй парень кланяется в ноги гостям и просит прощения за свой грех. Обычно гости прощают. 
И у русских, если свадьба происходила "убёгом" (т.е. девушка сбегала с парнем, а потом они бросались в ноги её родителям), свадебный пир был очень скромным. Насчёт того, чтобы просить прощения у гостей, информации не встречала. Да в подобных случаях приглашался только узкий круг родных и, может, самых близких друзей-соседей. Пышно гулять считалось при таком повороте событий неприличным. Андрей Мельников-Печерский в своём очерке о волжских старообрядцах ("сектаторах", как он их ласково называет) отмечает, что бывают такие семьи, которые, желая сэкономить деньги или не имея возможность устроить пышную свадьбу,  заранее договариваются обо всём с парнем-женихом, он похищает невесту, родители имитируют гнев, потом прощение - и молодые начинают семейную жизнь.

Однако вернёмся к бёдрам и коленкам. Как мы помним, бёдра взрослого человека особенно нечисты - особенно женские бёдра. Ноги тоже нечисты, но как-то не сами по себе, а потому, что находятся под бёдрами - отслеживаете логику, да? Бёдра же нечисты настолько, что их неприлично даже показывать, и говорить о них или чём-то, связанном с ними (о дефекации, например, или там о менструациях).
Да, ноги произрастают оттуда, где расположено чрезвычайно нечистое место! 
О дефекации и менструациях было неприлично рассуждать и у других народов. Правда, здесь хотелось бы маленького уточнения: видимо, речь идёт о смешанной компании, а в чисто женской или чисто мужской, не за едой (у народов Европы и у цыган это сакрально "чистая" акция) такие разговоры, надо полагать, были доустимы?
Я работала преимущественно со старообрядцами, поэтому затрудняюьс распростарнить свои познания на всех русских; однако с женщинами мы обсуждали порой довольно "опасные" вопросы. Но только с женщинами - с мужчинами или в смешанных группах это было абсолютно невозможно, не принято.  

Кстати, "приличия" - это довольно позднее объяснение, выросшее из представления об опасности табуированных частей тела и их функций. 

Интересно, что в викторианской Англии упоминать о ногах в приличном обществе тоже было абсолютно немыслимо. Настоящая леди могла произнести фразу "я ушибла коленку" только в кругу своей семьи  - в обществе это было бы shocking. Не говорю уж о том, что во всей Европе приличные дамы (и аристократки, и буржуазки) вплоть до начала ХХ века, если не ошибаюсь в обозначении верхней границы, должны были не сверкать обувью из-под юбки. Мы сейчас не понимаем ужасающую эротичность сцены из "Обрыва", когда Марфинька показывает Райскому "ботинку", прошитую каким-то там шёлком. Это было чудовищно легкомысленно со стороны незамужней молодой особы - всё равно как во дни моей молодости начать показывать кавалеру лямочки своего лифчика (интересно, сейчас, в эпоху торчащего отовсюду белья, хоть что-то в дамском гардеробе остаётся табуированным?)

О менструациях надо будет, наверное, написать отдельный экскурс. Это очень опасное состояние женщины. От него дохнет всё живое. Одна вполне просвещённая московская дама, выпускница Бауманки, инженер-ракетчик по профессии, уверяла меня на полном серьёзе, что женщине во время регул нельзя замешивать тесто - дрожжи погибнут. Эксперимент был проведён мною неоднократно: ничего-то не гибнет... Просто тесто у всех народов, которые пекли хлеб и пироги, считалось сакрально чистой субстанцией (более того, у славян зерно, мука, хлеб - это субстанции высшей чистоты!), и "нечистую" женщину подпускать к  ней было нельзя (что имело своё полезное практическое значение для женщин - у кого-то во время регул настроение плохое, у кого-то спина болит или живот, а вымешивать большое количество теста в деже на большую семью - та ещё физкультура). В Нижегородской области (Шарангский р-н) старообрядка из федосеевцев "филимоновской" ветви рассказывала нам, что испачканную менструальной кровью рубаху нельзя хранить дольше трёх дней нестиранной, так как после этого она "как покойник делается", т.е. её надо выкинуть, она становится опасной для владелицы. Женщинам в состоянии месячных не следовало брать в руки богослужебные книги. Однако при этом, как рассказывала мне матушка Тавифа, в их обители (старообрядцы-спасовцы "большого начала") монахиням в этом состоянии разрешалось бывать на службе и даже читать по священным книгам - кроме Евангелия, Евангелие читала "чистая" в тот момент монахиня. Видимо, связано это с тем, что у старообрядцев-беспоповцев на службах не литургисали, и служба рассматривалась как частично "мирская", отчего и были такие послабления для "нечистых". 

По цыганскому закону, грудь не является стыдной частью тела. Материнская грудь вообще вещь святая! Так что её открытие для цыган и цыганок вовсе не признак бесстыдства. Однако стоит вспомнить, что помимо цыганского закона цыгане ещё соблюдают нормы своей религии, ибо весьма и весьма набожны. Поэтому, например - русские и испанские цыганки будут осуждать показ груди и юбку, не закрывающую всю ногу до щиколотки. Причём религиозные законы настолько глубоко вросли в общество, что исполняющие их смешивают их с цыганским законом, не отличая одно от другого. Мне доводилось слышать от цыганских девушек, что крещение и закрытие груди предписывается именно цыганским законом, при том, что анализ цыганских правил разных этногрупп, позволивший выделить ядро закона, показывает, что изначально в законе ничего такого не было.
Есть версия, что использование платков замужними женщинами также связано с религиозными мотивами.
Строго говоря, материнская грудь практически во всех культурах нечистой не считается. Во всяком случае, ни в  одном описании я таких упоминаний не встречала. Поэтому женщины "из простых" и в Европе, и в  Азии (не говоря уж об Африке и Южной Америке) преспокойно кормят грудью младенца на глазах у честной публики, если только нет каких-то специальных запретов. 

Насчёт того, что было в законе "изначально", говорить сложно, поскольку до сих пор со всею определённостью не установлено, что же представляли собой индийские предки цыган. Вообще говоря, в Индии в прошлом-позапрошлом веке обнажать грудь разрешалось только девушкам и женщинам из определённых низших каст и представительницам некоторых племён, живущих весьма архаичным укладом.
А вот то, что предписания религий, принятых цыганами во времена их расселения среди народов Азии и Европы, смешиваются ими с установлениями, вынесенными с исторической родины - вполне нормальная и весьма распространённая у всех народов практика. Так, казаки-некрасовцы уверяют, что прелестные костюмчики их казачек - цветастые рубашки, кафтанчики, золотые мониста и полотенчатые убрусы, обвязанные каким-то басурманским способом - суть исконно-исконно русские наряды. Подумаешь, что почти такие же носят турчанки и потурченные болгарки! (Одежда для старообрядцев имеет значение не бытовое, но сакральное и является инструментом самоидентификации).
Что до платков замужних женщин, то укажите мне такой народ на пути предполагаемой миграции потоков цыган из Индии, в котором женщины (а где-то и девушки) не покрывали бы голову! А нет таких... Да и в самой Индии представительницы какой касты ещё в XIX в. не набрасывали на голову конец сари или покрывало (как в Раджастхане)? Хотя бы в некоторых "знаковых" ситуациях? Но, впрочем, полностью исключить влияние христианских конфессий и ислама (для кырымитка рома), безусловно, нельзя. 

Следует отметить, что цыганские представления о чистоте, в том числе и о чистоте-нечистоте человеческого тела, выглядят на сторонний взгляд довольно жёсткими. Однако именно это позволило им не затеряться среди других народов и сохранить свою этнокультурную самоидентификацию - даже тогда, когда они теряли язык, как это произошло с испанскими цыганами (о чём писала ещё Т. В. Венцель) . 

А вот что касается приписывания цыганам какой-то особой разнузданности, нарушений сексуальных табу и т.п., то здесь работает универсальный механизм мифлогического восприятия "чужого", который одновременно и "обожествляется" и "демонизируется". В общем, "чужой" с точки зрения мифа есть существо нуминозное, а стало быть опасное, угрожающее, хотя и способное иногда принести благо (рассказы о цыганках, которые нагадали хорошую судьбу и т.п.), но, во всяком случае, непознаваемое и непредсказуемое. Кстати, именно в  этой связи я бы с осторожностью отнеслась к рассказам чешских и румынских цыганок о цыганах Франции и Испании - "чужой" может таиться и в пределах "своего" этноса: мне не раз доводилось прослушивать вдохновенные устные сочинения, какими старообрядцы одного согласия отмечали "собратьев по вере", принадлежащих к другому согласию. "Не такие, как мы" - значит, уже "чужие". И пошёл работать мифогенный механизм. Впрочем, ЛМ честно написала, что всего лишь передаёт услышанное.

Уф.
На сегодня всё.
К Лиличке, которая, я знаю, это прочтёт, просьба: вот тема для очерка - ты ещё не рассматривала фильм "Табор уходит в небо" с точки зрения цыганской этнографии? Думаю, не мне одной было бы интересно.
Tags: ссылки, френды, цыгане, этнография
Subscribe

  • Которые су-утки пылает Кана-а-ада!

    И чёрт бы с ней, гори она синим огнём, так некоторые думают, верно? А она горит не синим, а зелёным. И немножко подсвечивает розовым, жёлтым,…

  • (no subject)

    Первые письма по акции ушли, номера всем присвоены, набор окончен. Номерам 16 и 17 опять забыла написать, чтобы сообщили дату рождения. Надеюсь,…

  • Вопрос об оформлении

    Товарищи, я одна не вижу фона в своём ЖЖ? Были лимончики, я решила заменить их на свечечки. Захожу - а фон белый. SRWare Iron лимончики показывал. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Которые су-утки пылает Кана-а-ада!

    И чёрт бы с ней, гори она синим огнём, так некоторые думают, верно? А она горит не синим, а зелёным. И немножко подсвечивает розовым, жёлтым,…

  • (no subject)

    Первые письма по акции ушли, номера всем присвоены, набор окончен. Номерам 16 и 17 опять забыла написать, чтобы сообщили дату рождения. Надеюсь,…

  • Вопрос об оформлении

    Товарищи, я одна не вижу фона в своём ЖЖ? Были лимончики, я решила заменить их на свечечки. Захожу - а фон белый. SRWare Iron лимончики показывал. В…