Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

О платках и убрусах

Память меня не обманула, четырёхугольные куски ткани, надеваемые поверх повойника, кички или кокошника, в Древней Руси таки были. Глупо считать, что убрусы пришли к нам из Азии.

Ох уж это мифологизирующее сознание с сакрализацией "чужого"! Мату нас, конечно, выучили степняки (а то, что эти сакральные словечки более или мене убедительно этимологизируются из материала аж индоевропейского праязыка или, по крайней мере, праславянского языкового материала, сакрализаторы знать не хотят - всяких Ивановых, Топоровых и Успенских они не читают); они же, если верить товарищу Гумилёвкеру, научили нас ярким краскам иконописи, так как древние славяне все поголовно были дальтониками; они же начисто отбили у древнерусских правителей и вообще у древнерусского люда вкус к демократии (впрочем, это вопрос непростой и дискуссионный) и они же заставили бедных древнерусских женщин носить одёжки с длинным рукавом и покрываться платками, а также породили затворничество горожанок.

Между тем, если мне не изменяет память, монголо-татары официально приняли ислам только в 1312 г. или где-то около того. Поэтому считать, что они в XIII в. принесли на Русь исламские веяния, в корне неверно. Также следует задать себе вопрос, почему женский костюм практически всех народов Европы включал платье либо рубаху с длинным рукавом ещё в дохристианские времена. Тоже монголо-татары виноваты? Среди германцев в каком-нибудь X веке?

Да, народы были переимчивы, это факт. Находясь в постоянном контакте с "чужими", тот или иной народ усваивал те элементы быта, которые могли сделать жизнь комфортней и безопасней. Но помимо заимствований существует такой феномен как типологическое сходство явлений, возникающих у разных народов независимо друг от друга. Женское головное покрывало явно относится к их числу. А уж после принятия христианства обязательное ношение женщинами головного убора вообще было подтверждено "правилАми". И причём тут Турция?

Сцылки на кортинге:
http://oldkostum.narod.ru/moswoman.html - по Московской Руси; автор неизвестен, поэтому отношусь с некоторой настороженностью.
http://community.livejournal.com/svjatopolk/7650.html - ролевиков не люблю, но очень часто они проделывают очень кропотливую работу по сбору материалов для игр. Реконструкции М.А. Сабуровой - материал достаточно известный. Вот те же кортинге: http://archcostume.narod.ru/gallery_saburova.htm .
А вот сайтик, где любовно подобраны материалы по древнерусскому костюму (ещё б авторов всегда указывали, черти): http://archcostume.narod.ru/index.htm .
Музей ювелирного искусства: http://www.jewellerymuseum.ru/russia/russia.htm?id=hat.
А вот программная статья Д.К. Зеленина "Женские головные уборы восточных (русских) славян".
http://diderix.petergen.com/plz-slavia.htm . Понятно, что надо делать некоторую поправку на то, что археология с конца 20-х годов прошлого века ушла вперёд, но и в фольклористике, и в этнографии ссылаться на Зеленина считается хорошим научным тоном - он был весьма добросовестным исследователем.
Tags: история костюма, этнография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments