Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

Про хлопок

Лжеюзер Германыч напейсал пост о порядках в Советских республиках Средней Азии и Закавказья.

В частности, вспомнил он о белом золоте, рекомом хлопок, а от себя заметил: "Например, помню многочисленные рассказы сослуживцев (по службе в СА) из Узбекистана. Рассказывали, что когда начиналась уборка хлопка, то вполне обычным было явление, когда рейсовые междугородные автобусы останавливались милицией и всем пассажирам предлагалось собрать определённую норму хлопка и пока эта норма не собиралась, автобус дальше ехать не мог. Представьте, например, как вы осенью поехали из Москвы во Владимир и вдруг вас посреди дороги высаживают и заставляют собрать тонну картошки на автобус. Ну в РСФСР, слава богу, такого не было, а вот в Узбекистане – в полный рост."

Детский принудительный труд, как следует из статьи по ссылке выше, по-прежнему используется в Узбекистане на сборе хлопка. Вспомнилось мне тогда, что рассказывала мне в 1980 году одна моя приятельница из Ферганы, русская.

Была Светка из рабочей семьи, училась в обычной школе. Класс был интернациональным: узбеки, русские, даже греки... И каждый сентябрь, по словам Светки, вместо того, чтобы идти в школу и садиться за парты, старшеклассники отправлялись "на хлопок". Увозили их довольно далеко от Ферганы, так что ни о каких побывках домой речь не шла, и длилось всё это мероприятие не меньше месяца, а иногда и больше. Вполне нормальной практикой в Узбекистане было начало школьных занятий где-то в середине октября.

Для того, чтобы коробочки хлопка было легче собирать, поля сначала обрабатывали эксфолиантами. Естественно, смыть их затем было невозможно просто технически. Никого не волновало, что потом на эти поля выгонят детей. Видимо, эксфолианты считались "безвредными". Между тем, обломки жёстких стеблей хлопка и, главное, жёсткие части коробочек мелкими занозами вонзались в кожу. Никакие перчатки, натурально, не подразумевалось, и Светка говорила мне, что все пальцы у ребят были в заусенцах. Почему-то они долго не заживали и очень болели. То ли от грязи и пыли, то ли от химикатов, то ли от всего вместе.

Бытовые условия были убоги. Я не помню, что рассказывала Светка об их временном жилище на полевом стане. Разумеется, мальчики и девочки жили отдельно, и за ними присматривали учителя, которых тоже гнали на трудовую повинность. Кормили так себе, но Светка, неприхотливая в еде даже по советским меркам, как-то на этом внимание не заостряла. Хуже было другое. Для детей и взрослых, которых доставляли на, в общем-то, грязную и пыльную работу НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЛОСЬ никаких банно-душевых процедур. Вообще. Даже раз в неделю. Даже раз в десять дней, как в рядах Советской армии. К счастью, там, где жили школьники, был колодец. Воду можно было черпать сколько угодно, только вот греть её было ПРОСТО НЕГДЕ. Соорудить костёр из стеблей хлопка, воткнуть в землю палочки и повесить на перекладину ведро? Этого не полагалось. Несколько вёдер в их распоряжении были, но кто же позволил бы их коптить на костре?

Однако по мере того, как все девочки, одна за другой, начинали уже ходить враскоряку, вопрос помывки уже вставал во всей остроте. Тогда девочки придумали остроумный проект и поделились им с мальчиками. Класс был очень дружный, и мальчики одобрили план.

Несколько девчонок черпали воду из колодца и по цепочке передавали её остальным девочкам, которые стояли тесным кружком. На середину выталкивали одну из дев, она быстро обнажалась, после чего её поливали из ведра водой - она хватала заготовленное мыло и принималась мыться. В совершенно пожарном темпе мыли и тело, и голову - всё холодной водой, поливаемой с разных сторон товарками, стоящими вокруг. Благо, сентябрь в Узбекистане тёплый, даже жаркий, освежиться холодной водой было бы даже приятно, если бы девочки, в предвкушении собственной помывки не входили в раж и не начинали выплёскивать воду на купальщицу целыми вёдрами, побуждая ту побыстрей закончить омовение. Последних, кто оказались в кругу, поливали уже с остервенением.

Мальчики в это время честно стояли на шухере и бдили, чтобы м-ме-е-естные не заинтересовались происходящим. После того, как женская половина класса помылась и уползла сушиться и приводить себя в порядок, юноши помылись таким же манером, не выставляя блок-постов вокруг своей импровизированной купальни - вероятно, считалось, что помывка мальчиков м-м-м-е-е-е-естных заинтересовать не может.

Где мылись учителя - про то Светкина история умалчивает.
Была Светка на год меня старше, так что описываемые ею события происходили аккурат в середине 70-х годов. Рассказывала она об этом очень весело, как об интересном этнографическом опыте. И в общем, если подумать, у них был не самый худший вариант.
Tags: СССР, дети, история, совок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments