Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:
После того, как я рассказала про сайт, где можно заказывать букеты, на следующий день я полезла туда, открыла картинки и долго над ними медитировала за утренним кофе. Все эти магазинные букеты составлены с большим вкусом, но всё-таки набор цветов, в них входящих, несколько однообразен: розы, лилии, герберы, гвоздики, ирисы, фрезии и ещё несколько экзотических стебельков, коих названия я не знаю. Мне, конечно, милее "дикие" букеты, продаваемые старушками летом. Но я их не покупаю - вроде как архитектурное излишество, да и нельзя мне: Борис Михайлович Макуни завещал всем сенполистам в дом никаких растений с улицы отнюдь не вносить. Затем что легко можно натащить тлей, белокрылок и даже ужас всех комнатных цветоводов - паутинного клещика. Плюс всякие грибковые заболевания типа ложной мучнистой росы. Да чего там: позапрошлым летом увидела я вдруг, что двухцветные листики одной сортовой фиалки приобрели по краю какую-то странную, неровную форму, как будто их грызут. Взяла горшок с цветком в руки, повертела. Батюшки светы - и ведь грызут: сидит под листиком небольшая гусеничка и чавкает. А мне как раз незадолго до того кто-то букет дарил. Видимо, когда цветы стали увядать, гусеничка перебежала на окно - но, как дьякон Духов у Чехова, не нашла для себя постной пищи и стала жевать жирные, но жёсткие и волосатые листы фиалки. Гусеница была щелчком выброшена за окошко - на дальнейшую жизнь, либо птичкам на прокорм, а я лишний раз убедилась в правоте Макуни. Поэтому не очень одобряю, когда мне приносят букеты, хотя выражаю волне искреннюю радость.

Некоторые люди не любят дарить цветы (тех, кто не любит их принимать в подарок, я встречала гораздо реже). Так, мой бывший муж называл букеты "трупиками цветов". А у одной знакомой муж объясняет всем, что цветы суть органы размножения и называет их "писками растений", считая поэтому их дарение актом даже непристойным.

В архаических и древних культурах ритуально-магическая функция цветов была, по-видимому, многообразна. Можно считать, что цветы приносились в виде жертв духам, можно предполагать, что служили одновременно оберегом, очищением и защитой (отсюда обычай осыпать молодожёнов лепестками цветов по выходе из церкви в некоторых странах - впрочем, такую же апотропейно-очищающую силу имело и зерно). Да чего там из церкви - про сефардскую руту, приносящую удачу молодожёнам я писала буквально позавчера. В представлениях восточных славян, если верить Т.А. Бернштам, Агапкиной и др. цветы являлись своего рода воплощением жизненной силы девушек (паче того, Бернштам выдвинула гипотезу, что, возможно наши очень далёкие предки считали, что рождаются только мальчики, а девушек высевают, и они произрастают сами). Отсюда обычай носить венки и даже культивировать специальные грядки с цветами (Украина).

Сейчас ритуальное значение цветов сохранилось только там, где вообще употребляется слово "ритуал" (в качестве эвфемизма). Да и то: мы не приносим жертву успошему, мы не защищаемся от духов, связанных с миром мёртвых, не очищаем дорогу, по которой несут-везут гроб. Зачем нужно бросать цветы, идя перед гробом, никто, боюсь, внятно не объяснит. Мы рассматриваем цветы как последний знак нашего внимания и уважения к умершему человеку.

Никто не будет утверждать, что в букете невесты сидит её душа (точнее не её, а кусок коллективной души) и жизненная сила и что бросание букета есть передача души той девушке, которая созрела для брака. Думаю, что когда-то этот букет невеста бросала среди членов только своего рода, т.к. родовую душу надо было оставить своему роду, и ловили букет невестившиеся девушки. (У русских так передавали красоту, но без всякой ловли, в рамках лишь своей семьи и строго следующей по возрасту. Родовая душа оставалась в семье, женщина получала душу мужа. Своей у неё не было.) Позже этот обычай мог распространиться на членов соседской общины, и букет стали ловить подружки невесты. Но это всего лишь моё предположение.

И вот я думаю: а к чему эти деритуализованные и демифологизированные дарения букетов? Цветочки жалко. А с другой стороны, получить цветы в подарок, особенно от человека, к которому неровно дышишь - это приятно. Правда, как мне трактовать сии подношения с точки зрения ритуала? Он дарит мне кусок своей души? Приносит жертву моим ларам, чтобы не обижали? Вручает мне апотропей, оставляя часть своей силы, чтобы хранила меня в его отсутствие?

Как всё сложно... Да ещё и гусеница из букета может выскочить... Даже не знаю: одобрять ли мне дарение букетов мне любимой, или строго-настрого навек осудить?

Вот вы любите дарить-принимать цветы? Кому и от кого? В каких случаях? Вообще, не пора ли упразднить этот архаический и вредный обычай? Или он не вредный? Ваше мнение? Какой смысл в дарении цветов? И должны ли быть букеты такими помпезными, как сейчас предлагают в магазинах?

(Ну, и чтоб мне два раза не вставать - уж коли я заговорила о цветах, то на том сайте пишут, что и в Саратов доставка цветов теперь налажена совершенно точно).
Tags: размышлизмы, цветы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Которые су-утки пылает Кана-а-ада!

    И чёрт бы с ней, гори она синим огнём, так некоторые думают, верно? А она горит не синим, а зелёным. И немножко подсвечивает розовым, жёлтым,…

  • (no subject)

    Настроение препоганое, писать ни о чём не хочется. Могу наговорить хорошим людям много лишнего. Работаю над раскладами. Последние два дня…

  • По акции ещё

    Дорогие дамы, получившие номера 6 и 17! Маякните, пожалуйста, в личку, что получили письма! Это важно, потому что одному человеку пришлось посылать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments