Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

Вечерние ламентации и ссылки по поводу "Троицы"

Вред-лента, похоже, исказилась вся. Мне кажется, меня не видят. Как и я многих не вижу. Вчерась утренние посты мешались с вечерними. Рэндомно позаходила к френдам и поняла, что некоторых сообщений я в полностью просмотренной ленте просто не видела. Сейчас поставила себе в настройках времени новосибирский часовой пояс (по-моему, до реформ профиля и настроек он у меня был, но потом, после всех трансформаций и переездов, слетел. А у вас как, камарады? У меня ощущение, что нас всех ветром разнесло, и мы друг к другу не попадаем.

Сегодня уже первый день отработала. Как говорится, "первый нах". Подробности позже и лишь нашего с вами узкого круга. Во всяком случае, торчать в конторе целый день и правда не надо - там постоянно кто-то тусуется, и очень душно, отчего моя голова сразу перестаёт соображать.

Теперь опять по поводу "Троицы".

Тут один товарищ в комментариях заметил, что-де внимание некомпетентной общественности, привлечённое к проблеме, есть следствие экзальтированности женщин (после чего произнёс весь классический набор гендерной пурги, применяемый в тех случаях, когда хочется принизить мнение оппонентки). Среди своих гендерных заклинаний товарищ произнёс, что-де "Троицу" НЕСКОЛЬКО раз перевозили - "и ничего". Хотелось бы знать, как это и когда - НЕСКОЛЬКО? Кроме перевоза на Крымский вал в 2007 г.? Про эвакуацию во время ВОВ я не говорю. Два раза - не один, но и не несколько. Ссылки, пожалуйста - хотя бы на упоминания в "жёлтой прессе", какие угодно, но ссылки!

И насчёт "ничего" - у специалистов другое мнение о последствиях перемещения 2007 г., и я больше склонна доверять специалистам. Но если мне докажут, что они неправы, я тоже признаю мою неправоту.

А вот у о. Иакова Кротова - интервью с Левоном Нерсесяном . Они оба могут считаться хоть трижды раскольниками - в ДАННОМ случае важно, что -
Не так давно в Третьяковской галерее прошло заседание экспертного совета, около ста специалистов по реставрации обсуждали просьбу церкви передать икону на Пятидесятницу 2009 года следующую на три дня в Троице-Сергиеву Лавру, единогласно высказались против. Тем не менее, совещание не приняло, как я понимаю, письменного заявления, потому что руководство музея заседание оборвало, видимо, чтобы не было такого письменного протокола. Один из сотрудников Государственной Третьяковской галереи Левон Вазгенович Нерсесян сегодня у нас в гостях. Он, собственно, и вынес проблему на публичное обсуждение. Уже после того, как он эту проблему вынес, я так понимаю, что и мнения внутри Третьяковской галереи разделились, в частности главный хранитель Третьяковской галереи Екатерина Селезнева выступила осторожно с тем, что может быть, возможно. Герольд Вздорнов, членкор Российской Академии наук и главный научный сотрудник НИИ реставрации выступил категорически против. Я отдельно упоминаю Вздорнова, потому что для людей вроде меня и, как я понимаю, Левона Вазгеновича, воспитанных в 70-е годы, имя Вздорнова, оно как большая госпечать такая.

Понимаете, товарищи: САМ Вздорнов против. Это точно госпечать. Уж этого человека в некомпетентности сложно заподозрить.

И, кстати: я хоть и не музеолог по специализации, но по роду профессии всё-таки в древлехранилищах работала, и книги уникальные в экспедициях в торбе нашивала - для тех же музейных хранилищ. Поэтому я представляю, что такое ветхое состояние - правда, у книг, а не у икон. Но тем не менее, знаю, что это самое состояние подразумевает особое обращение с артефактом. Недаром же Иван Васильевич Лёвочкин в ГИМе в своё время чёрным коршуном кружил над работающими в рукописном отделе и бдительно следил, чтобы к листам рукописей прикасались не иначе, как посредством белого листка бумажки. (Не знаю - может, теперь там всем перчатки выдают?) Поэтому сказать, что я уж совсем-совсем не понимаю ситуацию, нельзя.

Впрочем, есть надежда, что всё-таки благоразумие возобладает как в церковных, так и в светских кругах. Станислав Стремидловский пишет:
Должно отметить, что монахи Троице-Сергиевой Лавры понимают всю важность сохранения «Троицы» для потомков. «С нашей стороны всегда присутствовало понимание важности обращения с этой иконой как с величайшим памятником, соблюдения всех требований музейного подхода, - заявил «Интерфаксу» казначей обители архимандрит Порфирий (Шутов). - Мы в Лавре встречались с руководителями Третьяковской галереи, обсуждали, как икона могла бы быть выставлена в Троицком соборе, как ее сюда доставить. То есть мы проанализировали все детали, но это именно предварительная стадия, теперь предстоит обсуждение. Если будет принято решение, что икону переносить нельзя, потому что она может пострадать, кто же этого не поймет!».

Данный подход в отношении к древнерусскому искусству можно только приветствовать. Ныне у нас пока есть возможность видеть гениальную работу преподобного Андрея Рублева, ставшую одним из символов Русского Православия. И хорошо бы эту возможность сохранить для будущего, ведь история и культура России на нас, сегодняшних, не заканчивается. А там, возможно, ученые смогут придумать такие технологии, которые позволят транспортировать икону и в Троице-Сергиеву Лавру, и куда-то еще. Главное, чтобы осталось к тому времени, что транспортировать. Не хотелось бы, чтобы наши потомки изучали «Троицу» только по картинкам в учебниках «Основ православной культуры» или музейных каталогах.


Очень рекомендую прочесть тексты по ссылкам полностью.

А для тех, кто забывает, что такое музейное хранение, напомню один очень знакомый текст:
Рудольф Сикорски позвонил директору музея и попросил его доставить экспонат номер такой-то в распоряжение Всемирного совета – к нему, Рудольфу Сикорски, в кабинет. Последовал несколько удивленный, безукоризненно вежливый, но недвусмысленный отказ. Выяснилось (Сикорски прежде и представления об этом не имел), что экспонаты из музея, причем не только из Музея внеземных культур, но и из любого музея на Земле, не выдаются – ни частным лицам, ни Всемирному совету, ни даже Господу Богу. Если бы даже самому Господу Богу потребовалось поработать с экспонатом номер такой-то, ему пришлось бы для этого явиться в музей, предъявить соответствующие полномочия и там, в стенах музея, производить необходимые исследования, для которых, впрочем, ему, Господу Богу, были бы созданы все необходимые условия: лаборатории, любое оборудование, любая консультация и так далее, и тому подобное.

Надеюсь, узнали? Так вот, это базовый принцип функционирования любого музея. Стругацкие если и утрировали его, то совсем чуть-чуть. Тот факт, что иногда этот принцип нарушается, не отменяет самого его существования. В ином случае, это уже будет не музей, а бардак.
Tags: ЖЖ, общество, религия
Subscribe

  • (no subject)

    А вы хотите узнать степень своего воздействия на умы? Тогда вам сюда: https://www.livejournal.com/2020 Я вот волную чувства читателей. Писала в…

  • Касьянова Крыса

    Вчера до меня дошло, что Крыса как китайское животное - покровитель года всегда ходит на пару с Касьяном, который всех прикосил. Касьян не всегда с…

  • С наступившим 2021 годом!

    Дорогие друзья! Всех с Новым годом! Мы уже прожили его первый день, а некоторые так уже скоро и второй начнут. Давайте в этом году будем здоровыми…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments