Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

И мой вдовий лепт

Ещё неизвестно, повезут ли икону Андрея Рублёва в Троице-Сергиеву лавру. Событие должно было бы состояться летом, однако Левон Нерсесян (заведующий Отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, по слухам, уже уволенный), решил бить тревогу уже сейчас. Он считает, что транспортировки уникальная икона может не выдержать, несмотря на все бронированные ящики и авто на плавном ходу. Чем меньше перемещают памятник - тем лучше: ибо доски уже расходятся, красочный слой еле держится. Такова его позиция.

Верующие требуют вернуть икону Церкви. Их позиция состоит в том, что иконы - это не картины, им не место в музеях. На икону нужно молиться. И верно: икона - это окно в горний мир, а окна бывают разные. Бывают маленькие, мутноватые, бывают - широкие, пропускающие поток Света невечернего. Вот к числу последних принадлежит "Троица" преп. Андрея Рублёва. Я предпочитаю "Троицу" Феофана Грека с её напряжённо гудящим пространством - но мягкая сила Света, изливающегося через рублёвскую икону такова, то неизбежно втягивает в себя даже тех, кто чисто эстетически предпочитает другое. Поэтому я могу понять верующих - точнее, православных верующих, поскольку и я принадлежу к христианской Церкви, но к другой конфессии.

Предлагается разместить икону в Лавре, в специальном футляре, чтобы продлить её жизнь. Думаю, у Церкви хватит денег, чтобы нанять специальных людей, которые будут смотреть за святыней. Однако есть одно "но".

Я уже говорила, что разлюбила "ис-куссссство". Но разлюбила его именно как способ самовыражения художника, как выражение так называемой "красоты", как предметы коллекционирования. Однако выражение Божественного начала в искусстве мне по-прежнему близко. Является ли "Троица" сугубо священным образом или её можно рассматривать как произведение искусства? Думаю, можно - и это не отменяет священной сути изображённого. Но даже священный образ - всё равно предмет рукотворный. Поэтому я поставлю его в ряд с иными произведениями искусства - всё-таки искусства. И вот среди этих произведений есть такие, значение которые со временем выходит далеко за рамки своей узкой функциональной предназначенности. Потому что в них аккумулируется духовный опыт человечества, тот высокий запредельный свет, к которому жизненно необходимо приникать всем, кто жаждет света, и перед которым, по большому счёту несть ни еллина, ни иудея. Они даже не национальное достояние - они принадлежат всему человечеству, как ни выспренне это прозвучит. Вот потому-то рисковать одним из мировых шедевров не просто эгоистично и преступно - безбожно. Захлопнется ещё окно в горний мир, к которому должны иметь доступ многие и разные люди, независимо от цвета кожи, национальной принадлежности, способа, каким они чтят (или не чтят) Бога. Станет ещё чуть меньше понимания между людьми.

Мне скажут: вот, можно устроить так, что эти разные люди будут приходит в храм, где будет находиться икона и там общаться с ней в те часы, когда перед ней не будут молиться верующие. Это было бы компромиссным вариантом, если бы наше общество умело идти на компромиссы. Однако полагается ли нам, собакам латинским, иудейским, магометанским, буддийским, а также атеистам и агностикам находиться в православном храме? Если мы для некоторой части православных даже не люди ? Если до сих пор некоторые как бы верующие в третьем тысячелетии по Рождеству Христову обсуждают вот такие вопросы: Не так давно подружилась с молодой прихожанкой нашего храма. Она замужем за бельгийцем 7 лет. Уже в браке моя подруга стала воцерковляться. Пыталась ходить в католический храм, но Господь отвёл. Укрепилась в вере в нашем храме и уже не представляет свою жизнь без Православия. Муж-католик сперва был против, были большие конфликты, но потом вера его жены вернула его в свою веру- католическую (до этого он был, как многие европейцы, "с Богом в сердце"). Теперь обсуждается вопрос венчания. Муж подруги согласися венчаться в Православии если он останется католиком. Скорее всего нас пригласят на это венчание, но мой муж откажеться туда идти. Его аргумент: "Молиться с иноверцами нельзя! Не каждый священник согласиться венчать православную с католиком. Не думаю, что нам надо присуствовать на этом венчании." Вот эти пустят нас смотреть?

Да, плохо, что священный образ был отобран у Русской Православной Церкви. Но... Но случилось уже то, что случилось. И лучше бы исходить из того, что есть, а не того, что могло бы быть. Тут, мне кажется, примерно то же, что с пересмотром границ. Это тот случай, когда попытка восстановить справедливость породит такую, выражаясь по-древнерусски, "прю", что в ней будут намертво затоптаны те ростки правды и добра, которые всё-таки удалось вырастить путём переговоров и компромиссов. Одинаково неправы те, кто призывает громы и молнии на Церковь и на верующих. Но неправы и те, которые пытаются выставить музеи в качестве носителей Мирового Зла. Один молодой человек в одной из дискуссий договорился даже до того, что музеи и вовсе не нужны: картины-де пишутся художниками для того, чтобы висеть в домах, а иконы - для нахождения в храмах. Всё так, но, видимо, Богом устроено так, чтобы и бедным, не имеющим возможности покупать картины, было возможно приобщиться к прекрасному. И чтобы людям разных вер можно было спросить ближнего "Како веруеши" - и получить наглядный ответ. В музеях.

Помните ли, о чём гениальный фильм Андрея Тарковского "Старсти по Андрею" (в сокращённом прокатном варианте - "Андрей Рублёв")? А вот как раз об этом. О понимании. Вернее, о его отсутствии. О том, как люди одной крови и одной веры никак не могут договориться между собой. Как два князя, два брата-близнеца, прилюдно по-христиански лобызая друг друга, в то же время зло оттаптывают друг друг ноги. Мало что изменилось с тех пор. Договориться всё никак не можем. Наверное, это евреи виноваты. Не богоносные же мы!

А договариваться всё равно придётся. И я согласна с тем, что судьбу памятника мировой культуры должны решать специалисты - при максимальной гласности. А для того, чтобы проблема не решалась келейно, Нерсесяну пришлось поднять шум. Как сказала одна дама-музеолог, когда горит дом - не захочешь, а будешь бегать с ведром.

P.S. Прочитала, что директор Третьяковки собирается решать судьбу шедевра, созвав комиссию специалистов-реставраторов. Если это правда, то это уже радует.

P.P.S. А вот где находится Сикстинская Мадонна? Неужто всё ещё в Дрезденской галерее?! А повесьте-ка, где взяли! В Сикстинскую капеллу, пожалуйста! Это хоть и не икона, но всё равно - алтарный образ, священная картина. И я желаю к ножке приложиться. В детстве у меня была репродукция, и я тайно прикладывалась. А теперь хочу к оригиналу. Хочу! Хочу! Хочу!

УПД: Вот ещё хороший пост в тему: http://beauty-n-beast.livejournal.com/172648.html
Tags: искусство, общество, религия
Subscribe

  • (no subject)

    А вы хотите узнать степень своего воздействия на умы? Тогда вам сюда: https://www.livejournal.com/2020 Я вот волную чувства читателей. Писала в…

  • Вопрос об оформлении

    Товарищи, я одна не вижу фона в своём ЖЖ? Были лимончики, я решила заменить их на свечечки. Захожу - а фон белый. SRWare Iron лимончики показывал. В…

  • Кто были на старом дизайне ЖЖ

    Дамы и господа, мне одной насильственно поменяли дизайн на новый? Никто не знает, как отыграть назад? Апдейт: неужели запрос в саппорт сработал?! Я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments

  • (no subject)

    А вы хотите узнать степень своего воздействия на умы? Тогда вам сюда: https://www.livejournal.com/2020 Я вот волную чувства читателей. Писала в…

  • Вопрос об оформлении

    Товарищи, я одна не вижу фона в своём ЖЖ? Были лимончики, я решила заменить их на свечечки. Захожу - а фон белый. SRWare Iron лимончики показывал. В…

  • Кто были на старом дизайне ЖЖ

    Дамы и господа, мне одной насильственно поменяли дизайн на новый? Никто не знает, как отыграть назад? Апдейт: неужели запрос в саппорт сработал?! Я…