Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

О пользе записывающей аппаратуры

Для записей фольклора нужна была техника. То есть она и сейчас нужна, но я говорю о тех временах, когда мы ещё ездили в экспедиции. В помните, как обстояли дела с этой самой техникой в конце 80-х - начале 90-х годов? Уже забыли? Забыли жуткие портативные двухкассетники, собранные где-то на коленке в Малайзии (у меня такой, впрочем, проработал десять лет), кошмарные кассеты к ним с вечно зажёвываемой плёнкой, вечное отсутствие батареек - либо присутствие, но с таким качеством, которое делало это самое присутствие сущим симулякром? Мне было несколько легче, чем тем моим коллегам, которым приходилось доставать технику из-под земли, чтобы записать песни: я фиксировала так называемый нарративный фольклор (попросту "байки", "старушечьи укладни", как их называла матушка Тавифа), и могла понадеяться на свою память (на которую я и сейчас не жалуюсь, а уж полтора десятка лет назад - "а то бывала я востра"). Иногда даже удавалось под шумок взять речь информантов на карандаш.


Немного утешало меня в нашей технической неоснащённости то, что старообрядцы, с которыми мы работали, чаще всего отрицательно относились к магнитофонным записям, кино- и видеосъёмке и даже к фотографии. Аргумент был прост: вот умрёт человек, а его личность на фото останется или на киноплёнке. Или голос на магнитофоне. Непорядок это - как будто часть человека непогребённой осталась, живёт, когда уже самого его нету. А то ещё - совсем ужас! - отснятую личность или записанный голос в телевизер засунут или на радио пустят. А в телевизере, как известно, всё беси-ти скачут, а по радио вещают лжепророцы.

Но с другой стороны, то, о чём я упоминаю, больше было характерно для наших сибирских, алтайских и дальневосточных старообрядцев, а на Нижегородчине, где я имела счастие работать с замечательными археографинями из Инстута рукописной и старопечатной книги, староверы были куда более светские - всё-таки немалая часть русских успешных купцов вышла как раз из этой среды (как ядовито замечал Мельников-Печерский, "чтобы беспрепятственно ездить по сектаторским делам"), так что часто можно было получить согласие и на фотосъёмку, и аудиозапись - но увы! Если фотоаппарат достать было можно, и даже хорошие фотографы иногда с нами ездили (в 91-м году в отряде работал известный нижегородский фотограф Лев Зильбер), то с аудиозаписывающей аппаратурой дела обстояли много хуже. "Плач и слёзы почти до насорка", как сказано в великой книге И-цзин.

Однажды, в 92-м году, мы ездили с моей коллегой, носящей древнерусскую княжескую фамилию, и мальчиком то ли консерваторцем, то ли фольклористом из Москвы в дальний район. У Вани (так звали мальчика) был даже небольшой кассетник, а я привезла из Новосибирска кассету (одна шт. - а вы помните, сколько в 92-м году стоила кассета?) для общественных нужд. Только вот записывать было некого - как-то никто нигде не пел, а устную речь мы привыкли фиксировать без бесовского дивайса. И вот Ване выпала удача записать каких-то новозыбковцев в соседнем районе. Он выпросился на дело вместе с магнитофоном, и мы отпустили его, условившись о том, то он вернётся на следующий день к вечеру или, в крайнем случае, ещё через день. Он уехал - а нас на следующий день пригласили на похороны - на послезавтра. Тем, кто не понимает, объясняю: приглашение на похороны - это жест очень большой учтивости, демонстрация чрезвычайного доверия, особенно если учесть, что община в том райцентре была не слишком открытая. Ведь похороны во всём мире сохраняют самые архаические элементы культуры, и если где-то сохраняются ритуалы, то это именно в похоронном обряде. Стало быть, мы, чужие, по мнению авторитетных людей общины, вписывались в ритуал, имеющий для старообрядцев очень серьёзное значение. И естественно, наши фольклорно-этнографические души приглашению радовались (виновницей торжества была старушка девяноста двух годов, в дубовой колоде отбывшая туда, где все равны), и очень хотелось записать предстоящий обряд.

...Мы надеялись, что Ваня вернётся к вечеру. Ведь на всякий случай мы выпросили у наставницы разрешение записывать службу. Увы, мальчик застрял у своих новозыбковцев. То, что мы увидели и услышали на той службе, требует, пожалуй, отдельного рассказа - сейчас же скажу только, что такого мощного сочетания народной похоронной причети и древлеотеческих погребальных стихир, исполняемых старухами в чёрных костычах, ещё поискать. Может, где-то и найдём - а то не записали, нечем было. Ваня, приехавший на следующий день, чуть не зарыдал, услышав, что он прошляпил.

И разве этот случай единственный? Так вот оно и терялось, наше наследие. Вот почему я так умильно смотрю на эти диктофоны . Цифровые, миниатюрные. Как вам вот такой брелочек?
А это ведь диктофон - для профессиональной записи речи, не пения (но практика показывает, что профессиональные диктофоны хорошего качества очень неплохо берут и пение - запись, конечно, не студийная, но вполне приличного качества). Мы по этическим соображениям принципиально не вели скрытой записи наших информантов, однако бывало ведь и так, что старшие давали разрешение на запись, а рядовые члены общины, узнав об этом, начинали коситься и бубнить. Возбуждать негативные эмоции было не в наших интересах, поэтому ы в любом случае старались магнитофоном особо не светить. А с таким ключиком вообще проблем не было бы, тем паче, что начинает работать он от звука голоса при включении соответствующей функции. Ну, а журналистам, например, иногда приходится записывать своих собеседников прикровенно (после соблюдения необходимых юридических формальностей). А если вам необходимо записать угрозы в ваш адрес со стороны мерзавца-соседа? Для таких целей можно порекомендовать ещё вот такую зажигалочку:
. На эти мини-модели цены, можно сказать, демократичные - немного меньше семи тысяч. А есть уже совсем суперпрофессиональные модели - хорошее качество записи получается даже при плохих условиях (шум, работа глушилок). В общем, оснащение для шпиона контрразведчика. Ну, и цена соответствующая.

Такие диктофончики можно купить в Москве и Петербурге (самовывозом или с доставкой), но если сделать заказ на сайте, то привезут и отдадут лично в руки в любой населённый пункт России. Система оплаты гибкая, самые дорогие модели по Москве доставляются бесплатно. На все дивайсы даётся полагающаяся по закону гарантия.

Выбор на сайте сделать легко, потому что на каждой страничке, отведённой той или иной модели, есть таблица с её техническими характеристиками, подробно объяснены все функциональные особенности, ну, и можно скачать и распечатать инструкцию в формате pdf.

Я уже примерилась к разным моделькам (шпионскую не возьму - в экспедициях с такою ходить страшно, это для какого-нибудь директора фирмы, который хочет уличить преступного сотрудника в сливе информации конкуренту), но, если честно, я, несмотря на всю чёткость описаний, в технике всё равно чайник. Вот которая из них лучше? И надо ль непременно выносной микрофон покупать (меня, помню, кто-то убеждал в необходимости его иметь - будто бы качество записи лучше. Какие у кого будут соображения?
Tags: где купить, техника
Subscribe

  • (no subject)

    А вы хотите узнать степень своего воздействия на умы? Тогда вам сюда: https://www.livejournal.com/2020 Я вот волную чувства читателей. Писала в…

  • (no subject)

    Первые письма по акции ушли, номера всем присвоены, набор окончен. Номерам 16 и 17 опять забыла написать, чтобы сообщили дату рождения. Надеюсь,…

  • (no subject)

    Пишу про музыку, потому что это то немногое, почти последнее, за что можно уцепиться и не забыть о своей принадлежности роду человеческому. Начала…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments