Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

Ночное размышление об Императрице, о соприродности, о картине Руссо и много о чём ещё

Женщина, не способная проклясть «в страсти, раскалённой добела», скорее всего, и в постели будет снулою рыбой. Ибо, увы, и страсть, заставляющая отдавать её себя целиком, и гнев, сметающий потоком кипящей лавы всё на своём пути – это проявления одной и той же вибрации. Вибрации, которая в Старших Арканах Таро известна как Императрица.

Кипящую лаву не надо путать с истерикой – маленьким грязевым гейзером. Хотя, впрочем, столь нелюбимые мною истерички – в юбках ли, в штанах – это та же Императрица, только ослабленная, в раскладе – в перевёрнутой позиции. Точнее, одно из её проявлений.

Что же такое Императрица, Третий Старший Аркан? Это широчайший диапазон женских творческих энергий – от хаотической, соприродной Дикой Женщины до Афродиты в садах, известной у эллинов классического и постклассического периода. Впрочем, Афродита в садах уже отчасти смыкается с другим женственным Арканом – Силой (Одиннадцатый, в колоде Райдер-Уэйта – Восьмой), ибо Сила обуздывает стихию (льва), а сады – всё-таки локус культурный, а не дикий, хотя у дерева остаётся его древесная природа, несмотря на окультуривание. 

Впрочем, женственность энергий императрицы следует понимать метафизически, а не буквально: творческие энергии Императрицы могут проявляться и у мужчин постольку, поскольку, как учил Юнг, у них есть anima. Выскажу даже крамольную мысль, что Дикий Мужчина действует, если мы обратимся к парадигме Таро, либо согласно Императрице, либо Шуту (Нулевой Аркан), либо совмещая их – но отнюдь не согласно Императору (Четвёртый Аркан), который есть Воля, План и Осуществление, Решимость, Действие, Разум, но не Спонтанность. Совмещение Императрицы и Императора возможно как у мужчин, так и у женщин в их поступках, и наблюдается рядом и сплошь.

Принято считать, что Императрица, как символ соприродного начала, хаотична и непредсказуема. Отчасти это так, однако, как нам теперь известно, поведение диких животных, например, подчиняется достаточно строгим закономерностям. Знание этих закономерностей позволяло Конраду Лоренцу довольно тесно общаться с хищниками в цирке, хотя он не был профессиональным дрессировщиком. Поэтому Императрица непредсказуема настолько, насколько мы не знаем законов её бытия. Плюс ещё настолько, насколько непредсказуем Случай, где бы он нас ни застигал.

Императрица не милосердна. Умышленно пишу не слитно, потому что Природа не может быть умышленно жестокой. Она попросту милосердия лишена, а те случаи непонятного альтруизма, какие мы наблюдаем у животных (например, выкармливание человеческих детей-Маугли или детёнышей не своего вида), правило только подтверждают. Вспоминаю кадр из фильма Би-Би-Си о заповеднике Масаи-Мара: юную самочку гепарда, отбившуюся от матери, погрызли львы. Они повредили ей нижнюю часть живота, так, что у неё был перебит таз и разорваны внутренности; к тому моменту, как её обнаружили биологи, она, по-видимому, агонизировала больше суток. Милосердные биологи усыпили её. Императрице же нет дела до чьих-либо страданий. И мы не можем сказать, почему львы не разорвали маленького гепарда совсем – так получилось. Такова Императрица на уровне Природы.

Однако, когда Императрица рассматривается в раскладах, она выступает там как символ красивой, доброй, благополучной и плодовитой женщины, чей образ весьма далёк от образа львицы, перекусывающей пополам маленького гепарда. Однако чему удивляться? Если говорить о плодовитости, то любая мать даёт тело, то есть структурирует. Стало быть, в самом хаосе Императрицы заложено структурообразующее, упорядочивающее начало. Мать не может быть недоброй к своему ребёнку, даже если ею движет всего лишь инстинкт. Её эмоциональная вовлечённость в жизнь подрастающего детёныша – залог его выживания. Впрочем, эта эмоциональная вовлечённость отключается, когда мать неблагополучна – например, недоедает или, если речь идёт о людях, испытывает эмоциональную депривацию. Голодающая самка может бросить своих детей: Императрице важно сохранить взрослых, способных к воспроизводству. О детях, которых подбрасывали голодающие или по-иному неблагополучные женщины, мы можем прочесть в литературе и милицейских отчётах.

Императрица хорошо проявляется в образе тигрицы – нежной мамаши, которая облизывает своих котят и готова их защищать, даже рискую жизнью – и которая, устав от игр дитятка своим хвостом, может так огреть его тяжёлой лапой, что тот покатится. 

Совершенно блестяще, на уровне архетипики, выразил сущность Императрицы Анри Руссо в своей картине «Заклинательница змей». Рисовать Таможенник, строго говоря, не умел, но при этом был гениален, и я считаю эту картину классической иллюстрацией Третьего Аркана.

Толкование моё строится на архетипических образах, присущих мифологическим картинам мира в самых различных культурах, однако при этом на универсальность не претендует. Руссо, скорее всего, ничего того, что пришло в голову мне, не думал – он просто рисовал. Однако, если исходить из того, что творческий человек передаёт нам не только себя, но и то, что больше него самого, то, что Юнг называл коллективным бессознательным, то неудивительно, что образы, запечатленные художником, вызовут вполне определённый отклик в зрителе, склонном к рефлексии и размышляющем на темы мифологии и структуры бессознательного. 

Начнём с того, что совершенно нагая Заклинательница – чёрная, да ещё и свет полной луны освещает её со спины, так что мы не можем разглядеть толком её лица, видя лишь горящие глаза. По сути, это Дикая Женщина per se, и чернота, как и длинные волосы, окутывающие её плащом – признак её хтонической природы. Она стоит в диком лесу, где обильно цветут диковинные цветы, на берегу реки, а в небе светит полная луна. Ночь и луна – знаки, напоминающие нам о предыдущем Аркане, Жрице, у Императрицы её планета - Венера; однако ночь должна подчёркивать таинственность и самой Заклинательницы, и совершаемого ею действа, непостижимость тайны природного начала. Река, вода – текучая, пластичная, дающая жизнь – для мифологизирующего сознания в самых различных культурах соотносится именно с женским живородящим началом. Так же, как и дикий лес – дающий обильную пищу, которую не надо выращивать, но таящий немало не самых приятных неожиданностей и опасностей (вспомним русские народные сказки с их Бабой Ягой, которая, впрочем, соотносима, скорее, со Жрицей). Хтоничность Заклинательницы обозначают и змеи, которые тянутся к ней со всех сторон, а одна даже висит у неё на плечах. Именно змеи позволяют мне трактовать Заклинательницу как Императрицу, а не как девственную матерь – Жрицу: змея в мифологической картине мира олицетворяет не только творческий хаос, но и фаллос (очень много уподоблений можно найти в русском фольклоре, но, если пройтись по сказкам народов мира, то можно легко убедиться, что змей – существо итифаллическое). Императрица, в отличие от Жрицы, не девственна, она должна быть оплодотворена. Змеи указывают нам на причастность Заклинательницы к мужскому оплодотворяющему началу. Однако так как Императрица появляется в мистерии Таро раньше Императора, то дикое фаллическое начало подчиняется флейте Императрицы. Музыка является как раз тем структурообразующим элементом Императрицы, о котором речь шла выше. Музыка, с одной стороны, в отличие от речи, чисто акустически ближе к звукам, издаваемым животными, но с другой – это всё же уже искусство, требующее обучения и навыка, т.е. принадлежность мира культуры, а не мира природы. Таким образом, флейта Заклинательницы – это звено, соединяющее дикий лес с культурным пространством. Символика птиц чрезвычайно многогранна; в данном экскурсе я не стану её касаться. Однако в нашей системе координат мы можем рассматривать птиц как существа, связывающие нижний и верхний миры – т.е. как намёк на переход к следующему Аркану, к Императору. 

Продолжение следует.

Tags: Таро, живопись
Subscribe

  • По акции ещё

    Дорогие дамы, получившие номера 6 и 17! Маякните, пожалуйста, в личку, что получили письма! Это важно, потому что одному человеку пришлось посылать…

  • По акции

    Дорогие друзиа, сверим часы, как говорится. По моей тетрадке, я отправила письма тем, кто под номерами 1, 2, 3, 4, а также 12 и 16. Почему некоторые…

  • Великий Касьян из мира музыки

    А я тут с удивлением узнала, что к Касьянам принадлежит... Сам великий Россини! Никогда не задумывалась о дате его рождения, а тут полезла в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • По акции ещё

    Дорогие дамы, получившие номера 6 и 17! Маякните, пожалуйста, в личку, что получили письма! Это важно, потому что одному человеку пришлось посылать…

  • По акции

    Дорогие друзиа, сверим часы, как говорится. По моей тетрадке, я отправила письма тем, кто под номерами 1, 2, 3, 4, а также 12 и 16. Почему некоторые…

  • Великий Касьян из мира музыки

    А я тут с удивлением узнала, что к Касьянам принадлежит... Сам великий Россини! Никогда не задумывалась о дате его рождения, а тут полезла в…