Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

Daughterhood

Не буду повторять банальности, что язык структурирует картину мира - это задолго до меня определили великие. Впрочем, и обратное верно: картина мира отражатеся в языке, давая новые слова и значения. 

Адам в раю (Бытие, 3, если не ошибаюсь) занимался тем, что давал имена животным, которых создал Бог, т.е. соучаствовал в процессе творения, до-создавая живых тварей для себя. Не названо - не существует. "Наконец-то слово для меня найдено", - кричит Лариса в финале "Бесприданницы" и, согласившись с тем, что она вещь, уже вполне осознанно собирается позиционировать, как нынче изящно выражаются, себя как вещь.

В английском языке есть слво daughterhood , в пандан sonship - сыновство. В русском языке возможно и сыновство, и даже Богосыновство. Возможно и Богоотечество и Богоматеринство, раз существуют в языке и Бог-Отец, и Богоматерь. 

Если выйти за рамки христианской - и даже вообще монотеистической парадигмы, то и там мы можем отыскать идею богосыновства... И идею божественной дочери тоже: классический пример - Персефона. Только вот как обозначить этот феномен по-русски? Какое слово для называния происходящего с нею должна найти женщина, думающая и говорящая на русском языке и переживающая состояние Персефоны? 

Нет слова - нет и состояния? 

Один раз попалась мне на глаза песня цыган-кэлдэрарей, в которой явно был использован сюжет о Деметре и Персефоне, что вполне возможно - сюжет древний и почтенный, а та волна цыганской миграции, с которой прикатили в Восточную Европу и кэлдэрари, через Балканы или рядом прокаьтилась. Стала я её переводить - да вместо перевода сложилось своё. Именно об этом состоянии Divine Daughterhood, для коего слова на родном языке не найдено.

   ПОДРАЖАНИЕ ЦЫГАНСКОМУ

 

                                                 Жявтар, дале, жявтар,

                                                 Дурунэ тхэмэндэ,                                              

                                                 Кай ман чи прижянэн

                                                 Щел ром, щел гажёрэ.

                                                           (Ухожу я, мама, в те далёкие земли, где меня  не признают ни свои, ни чужие. – Цыганск. кэлдэрарск.)

 

Ухожу я, мама,

В тот край далёкий,           

Где память канет

В омут глубокий.

 

Камушком серым

На дно речное…

Кому идти

Следом за мною?

 

Река широка,

Течёт под горою…

Цветы полевые

Мой след укроют.

 

Горькая ива

В корнях своих спрячет,

Только птицы лесные

Меня оплачут.

 

А в той стране,

Чьё имя скрывают,

Ни свои, ни чужие

Меня не признают.

 

А в той стране,

Куда путь мне ляжет,

Гранат зацветёт

И плоды завяжет.

 

У граната тень

Вырастает под вечер –

Там я встречусь с тем,

С кем не ищут встречи.

 

Он протянет мне плод

С зёрнышком чёрным,

Он Царь Царей, он зовёт –

Я ему покорна.

  

Не рыдай мене, мати,

Раным-рано по зорям,

Не броди на закате,

Утишь своё горе.

 

Обо мне весною

Возвестят тебе травы,

Тёплый ветер с востока

Пропоёт мне славу.

 

Январь – 12 марта 2002                               

  


 
http://www.evcppk.ru/files/pdf/205.pdf  - статеечка М. А. Терпак из Самарского технического университета о фразеологизмах с терминами родства в английском языке.
Tags: Бог, женщина, стихи, язык
Subscribe

  • И тогда весёлых птичек захотели запретить...

    Эту абсурдную статью я нашла, собирая материал для предыдущего поста. Но поскольку там и так много информации, я решила вынести её в отдельный пост.…

  • Резвый, шустрый Робин - новогодняя птичка

    Первого января я приносила поздравительную открытку со снегирями. Изображены там два самца, что вполне соответствует реальности: по моим…

  • (no subject)

    Совершенно бессмысленно теперь задавать кошке вопрос: "А кто у нас жирный?" Потому что ответ на него непререкаемо однозначен. Large Visitor Map

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments