Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

"Амэ не сарэ грамотные..."

Я тут успела сегодня "вред-ленту" просмотреть. У кого-о из виртуальных друзей нашла ссылку. Оч-чень рекомендую сходить и полностью прочесть статью Л.А. Ясюковой о причинах неграмотности школьников: О полноценном беглом чтении мы можем говорить только тогда, когда смысловой единицей восприятия текста является целое предложение. В этом случае, читая, ребенок сразу схватывает смысл целого предложения и легко понимает любые тексты. Таких детей можно обучить грамотному письму, но в начальной школе их не более 2-4 человек на класс. В качестве смысловой единицы восприятия текста может выступать словосочетание. В этом случае смысл предложения понимается не сразу, а как бы складывается из двух-трех кусков, и навык чтения уже неполноценен. Просто построенные тексты на знакомые темы дети понимать могут. Однако длинные, стилистически усложненные предложения, характерные для литературных произведений, понимаются с трудом, частично и искаженно. Мысленные метания героев и философские рассуждения оказываются совсем непонятными. Более 60% учащихся оканчивают школу, имея неполноценный навык чтения. Серьезную литературу они не читают. Диктанты некоторые из них еще написать могут, но сочинения они не могут писать совсем. Для их сочинений характерно лингвистически неграмотное построение фраз, ошибки согласования слов в предложении и, естественно, стандартные орфографические ошибки. Однако для большинства учащихся начальных классов характерен еще более убогий навык чтения, когда смысловой единицей восприятия текста является отдельное слово (или его части). Фиксируя отдельные комплексы букв, такой ученик может увидеть и произнести совсем не то слово, которое написано, и не заметить этого. Только когда он читает очень медленно и молча, то может точно воспринять смысл слова. Однако при этом ему трудно схватывать смысл предложения, т.к. подробно разбирая слова, он затрудняется в удержании их в памяти. Дойдя до конца предложения, он не помнит, с чего оно начиналось, и в целом не понимает того, что читает. С такими детьми много работают психологи и логопеды, тренируя у ребенка скорость и безошибочность озвучивания. Прогресс в озвучивании достигается, но при этом ребенок полностью оставляет попытки понимать что-либо при чтении. Успешно пройдя педагогическую проверку техники чтения, такие дети не читают не только книг, но и тексты в учебниках, поскольку не понимают. Письмо бывает настолько неграмотно, что ребенок получает диагноз дисграфия. Такие дети допускают множество самых невероятных ошибок даже при списывании текстов, а диктанты, изложения и сочинения совсем писать не могут. В 4-5 классах таких детей более 30%. Если родители проявляют озабоченность, то ребенка удается научить чтению и относительно грамотному письму. Но в большинстве случаев такие учащиеся либо переводятся в классы компенсирующего обучения (в которых от учеников уже ничего не ожидается), либо через пару лет совсем выбывают из школы.


Сергей Игоревич, миленький, скажите, пожалуйста: а что, всё действительно так плохо? И что же делать?

Для тех, кто поленился сходить по ссылке, резюмирую: оказывается, суть современной методики преподавания русского языка в школе состоит в том, что у детей развивают СЛУХОВОЕ восприятие слова, учат различать звуки, тогда как раньше их ориентировали на ЗРИТЕЛЬНОЕ восприятие слова, на то, что слово может выглядеть не так, как слышится. При этом, насколько я помню, разницу между звуком и буквой особо не акцентировали до четвёртого или даже до пятого класса. Да, дети говорили: "Он неправильно произносит букву "р" " (тогда как произносится всё-таки звук), зато они знали, как эти буквы правильно писать в слове.

Помню, в первом классе (а я бегло читала уже в четыре года) на меня напала страсть: нам дали почитать книгу, которая мне страшно понравилась, и я решила её себе... Переписать от руки! О переписчиках Древнего мира и Средних веков я тогда ничего ещё не знала. Но, вполне в их вкусе, выпросила у мамы тетрадку и засела за манускрипт. Мама решила посоветоваться с учительницей - не вредно ли такое переписывание? Добрейшая Софья Алексеевна ответила:
- Пусть пишет. Пока она смотрит, она запоминает. Лишь бы сидела правильно и не целыми днями.

Целыми днями я не сидела, ходила гулять, занималась другими делами, но две главы переписала. Не знаю, насколько большую роль это сыграло в становлении моей грамотности, но до тех пор, пока я на третьем курсе не занялась древнерусскими рукописями, моя орфографическая грамотность была практически абсолютной, я писала не раздумывая.

С другой стороны, я читала, что наше образование (как школьное, так и высшее) всё "заточено" под визуалов, а что же делать аудиалам и кинестетикам? А вот и правда, как с ними быть? Какие могут быть аргументы за визуальное запоминание образов слов и против него?
Tags: образование, общество
Subscribe

  • Злоба дневи сего

    А я всё удивлялась, что соседка, вдова профессора П., с которой у меня установились вполне приличные дипломатические отношения, вдруг стала…

  • Лебединое озеро

    Нет, не балет. И не по российскому телевидению на всех каналах, на что многие так горячо надеются. Это в Киеве. Да нет, украинский живчик тоже…

  • За что был послан на йух прекрасный юноша

    Сразу скажу: юноша был действительно прекрасный. Такой милый, стройный, спортивный мальчик лет двадцати - двадцати двух. С велосипедиком. Так-то я ж…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

  • Злоба дневи сего

    А я всё удивлялась, что соседка, вдова профессора П., с которой у меня установились вполне приличные дипломатические отношения, вдруг стала…

  • Лебединое озеро

    Нет, не балет. И не по российскому телевидению на всех каналах, на что многие так горячо надеются. Это в Киеве. Да нет, украинский живчик тоже…

  • За что был послан на йух прекрасный юноша

    Сразу скажу: юноша был действительно прекрасный. Такой милый, стройный, спортивный мальчик лет двадцати - двадцати двух. С велосипедиком. Так-то я ж…