Мария Горынцева (maria_gorynceva) wrote,
Мария Горынцева
maria_gorynceva

Categories:

"Не счесть алмазов в каменных пещерах..."

Если вы хотите послушать про "далёкой Индии чудес" - сходите к френду sabari. Искусствовед-индолог, основная специализация - индийское народное искусство (изобразительное, прикладное). Почему-то из чтения ЖЖ сложилось впечатление, что основной массив изучаемых памятников - из Раджастхана. Впрочем, возможно, это моя иллюзия.

К народному искусству я дышу неровно. Можно сказать, я обожаю народные картинки, статуэтки, священные изображения и прочий материал, трактующий на уровне широких масс этого самого народа возвышенные эпические, литературные, священные сюжеты (священные сюжеты могут быть эпическими и литературными, но не все эпические и литературные сюжеты непременно священные). 

Поэтому заходите в названный журнал, находите в нём тег "политинформация" - и вас ожидает огромный букет историй о народном искусстве, о фольклоре Индии, о знаковых персонах наподобие Ошо или Николая Рериха и многом другом, не менее занимательном. Детей до 18-ти лет лучше от мониторов убрать. Потому что есть там... Ой, доктор, и откуда у вас такие картинки? Нет, про храмовый комплекс Кхаджурахо всё очень прилично: http://sabari.livejournal.com/148628.html ; в сущности, оказывается, там не так уж и много игривых изображений. Парочка у френдессы Сабари выложена, но под другим тегом. А вот такое: http://sabari.livejournal.com/157848.html заставило меня слегка вздрогнуть. Впрочем, эта картинка утащена с гей-сайта. Но это таки кашмирская книжная иллюстрация XVIII века.

Вот почитайте лучше про орисское божество Джаганнатха. http://sabari.livejournal.com/310837.html . Он на вид тоже такой... Слегка фалличный, но ручки статуям, оказывается приделывали разные в зависимости от характера церемонии. Пожалуйте, Вишну и Шива в одном флаконе, а может даже, не без примеси Будды.
(Фото утащено из рассматриваемого журнала, кликабельно).
Цитирую: 
Именно в Ориссе (это такой прекрасный восточноиндийский штат, находится на побережье Бенгальского залива) Джаганнатха почитают как девятую аватару (воплощение) Вишну, в этом качестве он занимает место, в других регионах Индии традиционно приписываемое Будде. Джаганнатха почитают и как Вишну, и как Кришну - одно другому не противоречит, но и все варианты этим не исчерпываются, в культе Джаганнатха можно проследить шиваитские и шактисткие мотивы, некоторые исследователи говорят даже о буддийских реминисценциях.

Дальше есть изображения ритуальных пелен, которыми одевали божество (если я правильно поняла назначение расписных накидок), пояснения к ним. Очаровательно изображение Рамы, Равана и Лакшмана - непременно посмотрите. 

Помнится, когда-то, много-много лет назад, над Тархатинским озером бушевала дежурная буря (тот раз с ливнем), а я, сидя в палатке, рассматривала рисунок в книге - "Опять эта Ганга" назывался он, и автором был Рабиндранат Тагор. Я тогда ещё удивилась, что Ганга, а не Ганг. А она вот такая, эта Ганга:
http://sabari.livejournal.com/300427.html 
 Гуптская Ганга, V в
Э... А где там наши-то предки были в V веке? А - рейд за Карпаты совершали. В русле великого переселения народов, тэк скэть. Нет, что вы - хвост у них уже давно отпал. Только до такого совершенства они в те времена ещё не доросли. 

Непременно зайдите по ссылке - там ещё несколько изображений Ганги есть, довольно неожиданных для тех, кто не знаком с предметом. И текст почитайте, много интересного для себя откроете. Вот вы знаете, что у Ганги даже месячные были? А то она не женского пола?

А вот совсем другая женщина, точнее, женское божество. Далеко не столь привлекательное: http://sabari.livejournal.com/304084.html .

Ее изображают в виде вдовы - худой, безобразной, с растрепанными волосами, с клыкастым ртом, в белых вдовьих одеждах, как правило без украшений, как и полагается вдове. В руках у нее часто череп или какие-нибудь атрибуты кремации, рядом с ней может быть стяг с эмблемой смерти - с вороном, клюющим труп. Обычно ее изображают сидящей в телеге. Вообще эта дама олицетворяет собой все самое неприятное - она пожирает плоть (трупы демонов Чанды и Мунды, например), запивает ее кровью, обитает в местах кремации и в целом приносит всяческие несчастья. Кстати, говорят, что она, или ее часть, пребывает во вдовах, что усугубляет их и без того бесконечную неблагоприятность для окружаю
щих

Её зовут Дхумавати, и всякий, кто хоть немного знаком с историческим языкознанием, услышит в её имени корень *dhu- (с долгим u) - тот, что в слове "дым", "дуть", "дыхание", "надменный". Вот вы слышали вообще о такой? Если нет, сходите почитайте и насладитесь изображениями. 
Хороша, правда:
(Фото кликабельно; к сожалению, автор не указала даты и иные характеристики изображения, либо я проглядела).

А вот тут: http://sabari.livejournal.com/199542.html - ещё одна красавица, "грязная" богиня Матанги. Ей даже жертвоприношение полагалось делать грязными руками. Приводится прелестная легенда о происхождении этой богини. 

А я процитирую другую картинку - изображение так называемой Зелёной Тары (надо ж и Будде и буддийскому, условно говоря, пантеону почести воздать!) на голубом лотосе. http://sabari.livejournal.com/178403.html . Кто не видел голубого лотоса - по ссылке приводится фото. Только это не лотос, а лилия. Водяная. А фото лотоса там в самом начале поста. 
(Фото кликабельно, непременно рассмотрите подробности, а лучше сходите по ссылке! Как я понимаю, это современная религиозная картинка, литография, наверное.)

Есть там и более пронзительные сюжеты. Про похороны, например. http://sabari.livejournal.com/229110.html . Кто очень нервный, лучше не смотрите на фото. Там можно увидеть, как трупик горит как душа праведного индуса в вихре огня покидает бренное тело. Шапошникова тридцать лет назад писала, что индийцы не разрешают снимать в местах трупосожжения - не бог весть какое эстетичное зрелище. Теперь то ли разрешили, то ли кадр уникальный.

А вот ещё из современной жизни Индии: обзор индийских шалей и накидок - http://sabari.livejournal.com/192499.html . Информация может иметь вполне прикладное значение для тех, кто собирается посетить Индию в поисках кораллов в море полудённом (или там было "жемчужин"?). 

Спектр интересов френдессы широк - я много нового узнала про Великую Княгиню Марию Владимровну, претендующую на Российский царский престол. Комментарии тоже очень полезно почитать. http://sabari.livejournal.com/91845.html .

А завершая обзор ЖЖ френда sabari, предлагаю полюбоваться вот таким образчиком Джайпурской керамики (XIX век, если я правильно поняла):

http://sabari.livejournal.com/110439.html . Говорят, тяжеленный, говорят, неудобный (без глазури пропускает воду, ибо порист не в меру, а глазурь ведь повредиться может), но до чего ж прекрасен, чёрт побери!


Вместо ЗЫ: озираемый автор, насколько я поняла, собирается вскоре защищать диссертацию, поэтому последнее время "политинформации" не было. Но я надеюсь (и надеюсь, что не я одна надеюсь!), что слегка освободившись, прекрасная Евгения Михайловна продолжит просвещать благодарный публикум.
Tags: искусство, представляю френда, ссылки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Которые су-утки пылает Кана-а-ада!

    И чёрт бы с ней, гори она синим огнём, так некоторые думают, верно? А она горит не синим, а зелёным. И немножко подсвечивает розовым, жёлтым,…

  • (без темы)

    Настроение препоганое, писать ни о чём не хочется. Могу наговорить хорошим людям много лишнего. Работаю над раскладами. Последние два дня…

  • По акции ещё

    Дорогие дамы, получившие номера 6 и 17! Маякните, пожалуйста, в личку, что получили письма! Это важно, потому что одному человеку пришлось посылать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments