?

Log in

Барочный лабиринт в саду эклектики
Барокко всесильно, потому что оно верно!
А Нора Иванова, оказывается, тоже умерла... 
17-янв-2008 09:29 pm
Ава по умолчанию
Я тут немного прошляпила печальную дату. 12 января - год со дня смерти Норы Ивановой, цыганской певицы с феноменальным по красоте тембра и диапазону голосом. 

Её преступно мало записывали. Из цыганских песен я знаю один миньон с пятью вещами (у меня он есть) и бэк-вокал в романсе "Ямщик, не гони лошадей", который пел её муж, Михаил Иванов на большой пластинке "Песни цыган", выпущенной в тысяча девятьсот семьдесят лохматом году. Её джазовый вокал, по признанию Александра Эйдельмана, не записывали вообще. Остались только видео и какие-то любительские записи. Эйдельман клянётся, что по ним произведут реконструкцию.

Ну, как всегда - несть пророку чти в семействе своём и отечестве своём. Надо было, чтобы фантастическое контральто ушло в страну теней, чтоб забегать. Как будто при жизни было неясно, что эта артистка из тех, кто составляет славу российского искусства. 

Вот что пишет о ней Александр Эйдельман (2007 г.):
От нас ушла Нора Иванова, ушла для всех внезапно и неожиданно, ничто не предвещало такого исхода. Жизнь этой замечательной, яркой московской певицы, искренне преданной джазу, оборвалась 12 января.
Нора Иванова родилась в семье потомственных цыганских музыкантов. Её отец - композитор, заслуженный деятель искусств, мать - артистка и одна из основателей театра "Ромэн".
Свое творческое восхождение Нора начинала в качестве пианистки-аккомпаниатора в филармонии. Затем главный режиссёр Ленинградского мюзик-холла Илья Рахлин пригласил её на работу в качестве певицы, и там она впервые включила в свой репертуар джазовые композиции. Параллельно она серьезно занимается цыганским фольклором, и в этом ей помогает её мать Нина Панкова, тонкий знаток и исполнитель подлинной цыганской песни.
Нору приглашают в театр "Ромэн". Для своего дебюта она выбрала несколько сцен из пьесы "Кровавая свадьба". Театр на время стал главным для Норы и, получив приглашение от английского режиссера Брайана Кокса и Олега Табакова, Нора на сцене МХАТа играет Титубу в "Салемских колдуньях" Артура Миллера. Жизнь этого спектакля закончилась после гастролей в Шотландии и Англии. После этого Нора всю себя посвящает джазовому вокалу.
В 1975 г. Леонид Утесов приглашает Нору в свой оркестр, и с этого начинается новый этап в её творческой биографии. Она всё глубже погружается в джаз, входит в московский джазовый мир и работает с разными музыкантами и составами, участвуя в концертах, фестивалях и конкурсах.
В 1996 г. Нора участвовала во 2-м международном фестивале вокального джаза "Джазовые голоса". Тогда ей аккомпанировало блестящее трио: пианист Вагиф Садыхов, контрабасист Виталий Соломонов и недавно ушедший от нас барабанщик Иван Юрченко. Невольно думается о страшном, пугающем совпадении: с интервалом в месяц погасли две ярких звезды - Ваня Юрченко и Нора Иванова. Они были дружны и часто выступали вместе.
К сожалению, при жизни Норы не вышел ни один диск с её записями, но, к счастью, есть аудио- и видеоматериалы с ее выступлений, и, я надеюсь (и готов в этом принять самое активное участие), такой диск удастся сделать. Нора любила музыкантов и всех, с кем ей приходилось работать. Она была очень проста и легка в общении, отзывчива, доброжелательна и очень ответственна. Она любила музыку и музыканто,в и музыканты любили ее. Эта любовь и память о талантливой певице, о добром, замечательном человеке, о звезде по имени Нора останется с нами надолго. 

Президент московского "Джаз Арт Клуба"
Александр Эйдельман

Я с удивлением сейчас узнала, что её мама - знаменитая Нина Панкова (для меня её исполнение "Мэ дарава" ("Я боюсь") - до сих пор остаётся эталонным).  Ну, было в кого девочке стать музыкальной.

Помню, году так в 72-м или 73-м увидела у маминой подруги маленькую пластиночку. На конвертике, на каком-то малиново-красном фоне - фото красивой женщины. На другой стороне конвертика написано: "Нора Иванова исполняет цыганские песни". Я тут же выпросила послушать. Кажется, пластиночка была ещё "моно". Поставила дома - и с первых трёх слов влюбилась в этот голос. "Мэ кэ тумэ...", - пророкотало сильное и глубокое контральто. Я увидела речку на Алтае, возле которой когда-то стоял мамин геологический отряд, осеннее утро с первым инеем на траве, лесок вдалеке - и "шатра" в которую заходит некто. Песня проняла меня до печёнок - а всего-то в ней поётся о том, как человек услышал песню и зашёл в чужой шатёр. Завела его туда "душевная песня". Правда, теперь понимаю, что дело не столько в том, что песня была "пало ромэнгиро джиибэн бибахтало" (о цыганской несчастной жизни), сколько в том, что пел он её в молодости - "коль сомас тэрно, мэ ла багандём". 

 Для меня до сих пор исполнение Норы Ивановой "Настеньки" и "Ай, да на задэна" - эталонное. "Настеньку" даже боготворимая Соня Тимофеева так, на моё ухо, не пела. А моя мама влюбилась в песню "Имармэ", где Нора демонстрировала потрясающие верхи. "Прямо Има Сумак!" - удивлённо восклицала мама и ставила пластинку гостям (я сразу же, прослушав чужой дисочек, побежала в Торговый центр и, к счастью, там эта пластинка продавалась,).  
(А вот тут - ссылка на песню "Имармэ": http://maria-gorynceva.livejournal.com/128528.html ).

В Сети мне удалось найти, как мне кажется, лишь не самую удачную песню с той пластиночки, хотя тоже очень красивая. Она называлась там "Памяти Джанго". Кто такой Джанго Рейнхардт, я узнала два года спустя. И всё равно, представление о голосе составить можно. Для меня эта песня всегда пахла весенним снегом. Когда Нора пела: "Кай, какй, кай ту сан, мэ тут латхава", я почему-то неизменно верила, что не только она найдёт своего Джани, но и я найду. Не нашла, но слушать до сих пор сладко. И до сих пор пахнет весенним снегом.

Об этой песне я вот что нашла:
http://www.kpnemo.ru/music/2007/06/09/Zolotyie_tsyiganskie_hityi/ 
"В 1998 году ночью записал с эфира Радио НСН (была такая замечательная радиостанция на FM Национальной службы новостей) песню Peggy Lee "Джани гитар" из одноимённого фильма 1954 года. Стал искать эту песню в ином качестве - ничего не нашёл. Однажды через несколько лет после поисков, прослушивая "трофейные" пластинки, на одном диске с ромалами обнаружил "Джани гитар" на цыганском языке в исполнении Норы Ивановой! Прилагаю обе эти записи. На пластинке года не нашёл, только написано - Нора Иванова, Джани-гитар (Рейнхардт-Иванов). Я так понял, Иванов - это и есть наш "Джани гитар"...
ПОДПИСЬ:Человечек
Кликайте на ссылку в процитированном собщении Человечка (на всякий случай дублирую http://ifolder.ru/2328282 ) и качайте Пегги Ли и Нору Иванову.
Архив весит примерно 10 мег. 
УПД: Управление этой ссылкой я почему-то утратила. Ссылка работает, но я на всякий случай залила ещё раз: http://ifolder.ru/7202486 .

Спишу слова, можете подпевать (Лиля подправит строчку, выделенную курсивом, я не разберу, то ли там "одо суно", то ли "ад(р)о суно" - "тот сон" или "во сне"?)

Ило ровэл
Ёв тут кхарэл, мро Джани.
Кай тут тэ лав,
Кай тэ родав?
Ушун ман!
Кай, кай, кай ту сан,
Мэ тут родава,
Ушун гилы мири,
Джани-гитар.

Одо' суно, одо' суно
Мэ тут дыкхава
Кай тут тэ лав,
Кай тэ родав,
Мро Джани?
Кай, кай, кай ту сан,
Мэ тут латхава,
Ушун гилы мири,
Джани-гитар.


Сердце плачет,
Оно зовёт тебя, мой Джани.
Где тебя взять, (лучше, наверное, "обрести"?)
Где тебя искать?
Услышь меня!
Где, где, где ты - 
Ищу тебя.
Услышь песню мою,
Джани-гитарист.

Тот сон, тот сон (Или "во сне, во сне"?)
Я тебя вижу.
Где тебя взять,
Где искать, 
Мой Джани?
Где, где, где ты,
Я тебя найду!
Услышь песню мою,
Джани-гитарист.

Comments 
17-янв-2008 05:33 pm - Изумительный Джанго
===Кто такой Джанго Рейнхардт, я узнала два года спустя -
- дорогая Мария, что и говорить, уход Норы Ивановой это большая потеря, но я вот, как-то очень сильно подозреваю, что подавляющее большинство ЖЖ-стов, не только никогда и ничего о ней не слышали (при всём уважении, её талант всё равно культурное явление локального (только без обид) порядка), но и самом Джанго Рейнхардте имеют весьма смутное представление.
А ведь он-то, и уже без всякого преувеличения, величина именно мирового масштаба.
У меня есть почти все его вещи, это совершенно дивного, изумительного таланта человек, и я просто уверен, что его искусство переживёт века.
Вот и Вы бы, с Вашим задором, написали о нём развёрнутую ознакомительную (ну, хотя бы)статью, если уж, не вообще, серьёзное эссе (для подобного, жалко, но ЖЖ явно - "неформат").
С уважением, навсегда Ваш - Тапкин.
17-янв-2008 05:39 pm - Re: Изумительный Джанго
Оттого, что ЖЖисты чего-то не знает, это что-то хуже не становится. Не знали - теперь узнают. Глядишь, и песни ещё оцифруют. Мне вон который год обещают научить меня оцифровывать записи!

А что Нора Иванова локального масштаба явление - так с этим можно спорить. Боюсь, дело не в масштабе её дарования, а в полном отстутствии промоушна. Кто занимался её раскруткой? А голос и исполнение вполне достойны гораздо более громкой славы.

ДЖанго Рейнхардт - очень известное имя. Те, кто интересуются джазом и/или цыганской музыкой, знают его имя стопроцентно. И писали о нём разные музыковеды и историки искусств множество раз. Мне без музыкального образования соваться в калашный ряд - нет, пожалуй, не буду.
17-янв-2008 11:09 pm - Нора Иванова...
+++

Жаль, послушать не могу (надеюсь - пока, ограничения для не российских...)
Контраальт...так описали, что нетерпиться услышать.
Спасибо, Мария.
17-янв-2008 11:11 pm - Re: Нора Иванова...
"Оттого, что ЖЖисты чего-то не знает, это что-то хуже не становится. Не знали - теперь узнают."

Именно!
18-янв-2008 05:49 pm
Очень грустная дата
А ещё ведь скоро годовщина смерти Владислава Петровича Деметера - это он был "цыганский журналист номер раз", пока был жив... Я была тогда "номер два" - и лучше бы оставалась!
20-янв-2008 10:25 pm
Ах ты ж. А у меня на диске "Цыганские песни и романсы" ее обозвали Л.Ивановой. Какой голос, какой голос.
3-июн-2009 11:40 am - Нора Иванова
Господа, это абсолютно нормально, что на ваших дисках Нору могут называт Л. Иванова, так как её полное имя Леонарда
3-июн-2009 12:13 pm - Re: Нора Иванова
Ага, спасибо. То есть не просто опечатка.
8-окт-2010 08:01 pm
А я слышал ее вживую во времена ее работы в театре "Ромэн". Она была великая певица.
8-окт-2010 08:26 pm
(Вздыхая): Завидую! Это вот то немногое, чему я откровенно могу позавидовать... Даже запись, очень несовершенная показывает, что голос был фантастический. Что уж говорить о живом исполнении!
12-июн-2011 10:53 pm - Нора Иванова
Такая выдающаяся цыганская певица –музыкант уходит скоропостижно из жизни и узнаешь об этом спустя несколько лет .Это очень обидно. Я однажды участвовал в совместном концерте с Норой Ивановой ,она в этом концерте пела романсы, которые я ни когда не слышал ранее. Ноты были для ф-но. И с листа сыграть на гитаре я не осмелился. Нора сама села за рояль и так спела и сыграла что до сих пор это осталось в моей памяти. Она была большой мастер ,и ей с ее талантом было тесто в театре Ромэн. Ее первая пластинка цыганских песен с джазовым уклоном –Имар мэ , Джани гитар. На мой субъективный взгляд опередила время .Гармонии этих песен импровизация голосом сделаны в изысканной манере .эти песни слушаются свежо и современно и в наше время. В в них есть цыганский накал душа и в месте с тем высокий профессионализм. Нора Иванова человек необычайного и редкого таланта. И такой останется в нашей памяти.
Федор Конденко 7ми.стр.цыганская гитара.
26-июн-2011 10:16 am - Re: Нора Иванова
Ой! Кто к нам пришёл!
Спасибо за отзыв.
Я, конечно же, Вас слушала, хоть и не "живьём", и знаю, кто такой Фёдор Конденко!

Да, похоже на то - опередила своё время.
7-июл-2013 03:56 pm
На протяжении нескольких дней в голове звучала "Имармэ". Впервые услышала много лет назад, на пластинке "Табор уходит в небо". И вот сейчас она возникла снова. Толком ничего не смогла найти о Норе Ивановой, мало записей, количество видео вообще ничтожно. Спасибо вам за этот пост.
19-ноя-2013 06:54 pm
:)))
Странно, что запись на пластинке с песнями из "Табора". Но была пластинка с песнями разных исполнителей, там были "Ай, да на задэна" и "Имармэ".
20-ноя-2013 06:40 am
Великая певица)
17-ноя-2013 02:55 pm
ох... ужасно узнать о ее смерти, спустя несколько лет.
Я была с ней знакома, в начале 90-х и она была рядом, когда у меня умерла бабушка, в день похорон она позвонила, пригласила меня к себе домой после похорон и всю ночь мне пела и читала. Я совсем сопливая девчонка была. Я вспоминала об этом, сейчас полезла искать ее записи и нашла этот Ваш пост. Он старый, извините, что комментирую, просто для меня это... в общем, для меня это удар. Она была замечательная певица и замечательный человек.
19-ноя-2013 06:58 pm
Вам индивидуально Нора Иванова пела? Если б не по такому горестному поводу встреча была, я бы, право, даже вам позавидовала.

Царствия Небесного вашей бабушке.
20-ноя-2013 02:27 pm
Да, мне индивидуально, всю ночь пела и читала Лорку. Если бы не она, не знаю, как бы я тогда. Я вообще, в силу возраста, не очень понимала, с кем общалась и как много она мне дала, я позже это осознала. Я попробую написать о ней, если у меня получится - сложно подбирать слова, хочется просто плакать.
4-дек-2013 07:48 pm
Но если получится, всё-таки напишите!
19-фев-2014 12:11 am
Здравствуйте. Очень грустно, что Норы Ивановой нет.
"Человечек" - это, извините, я и есть...
Написал этот текст в старом KpNemo.ru, дал ссылку на свою оцифровку, которую, как Вы точно подметили, все эти семь лет поддерживаю как могу. Если Вы её перекачали для сохранности - спасибо. Но грампластинку ту берегу пуще прежнего...

Кроме Норы Ивановой была ещё Татьяна, однофамилица. Не менее талантливая певица, но в другом мире и жанре. Ей я посвятил свою статью в Википедии. Там я действую тоже как Chelovechek.

Полагаю, что скоро засяду и за статью о Норе, если, конечно, наберу достаточно сетевого материала из авторитетных источников.

В общем, спасибо.

Кстати, Сашу Эйдельмана вспомнил - в 1994 году по просьбе господина Сперанского организовывал издание журнала "Аккорд". В тот период познакомился со многими музыкантами, которых собрал вокруг себя Сперанский - Алексеем Кузнецовым, Даней Крамером, Гараняном, Ковтуном... Часто бывал на Беговой у Саши Эйдельмана в "Арт-джаз клубе" - там слушал Бриля и его брилят. Но очень тесно благодаря Сперанскому подружился с Сергеем Владимирским...

P.S. Забыл сказать - Нору Иванову слушал "вживую" во времена своего студенчества в здании театра "Ромэн" и на нескольких сборных джазовых концертах конца 70-х. Надо поискать программки. Всегда казалось, что она "...прибыла к нам из Америки" - образ Эллы Фицджеральд был ей к лицу.

Edited at 2014-02-19 00:33 (UTC)
21-фев-2014 10:05 pm
Как интересно!

А я, кстати, недавно в чьём-то журнале вашу аватарку и думала, что человек на ней похож на Фермина из "Чёрной лагуны".

Вы уж напишите статью, буду ждать, дам ссылку на неё!
21-фев-2014 10:37 pm
Фото годичной давности, весной на прогулке всей семьёй...
Да, напишу. Занёс себе в планы, собираю информацию. Обязательно сообщу.
Спасибо!
22-фев-2014 12:53 am
Так это вы сами такой... С приятной внешностью!
This page was loaded июл 26 2017, 2:30 am GMT.